Общие принципы построения функционального этапа
Функциональные продукты питания (СПП и БАД к пище) содержат в своем составе ингредиенты, способные оказывать благоприятные эффекты на одну или несколько физиологических функций и метаболических реакций организма человека. Регулярное применение таких продуктов способствует сохранению и улучшению здоровья, снижению риска развития связанных с питанием (алиментарных) заболеваний (рис. 3).
К функциональным ингредиентам относятся физиологически активные, безопасные, имеющие точные физико-химические характеристики ингредиенты пищи, для которых выявлены и научно обоснованы полезные свойства, способствующие сохранению и улучшению здоровья, а также нормы их ежедневного потребления в составе пищевых продуктов.
Использование средств функционального питания направлено на реализацию саногенетического этапа устранения заболеваний, нутритивно-метаболическую коррекцию алиментарно-зависимой органной патологии. Применение средств гигиены питания осуществляется параллельно с патогенетической медикаментозной терапией и не может служить альтернативой использованию фармакологических препаратов.
Функциональный этап методов оздоровительного питания осуществляется в соответствии со следующими принципами гигиены внутренней среды организма:
1. Энтеросорбция, выведение из организма токсических веществ и канцерогенов, реабилитация околоклеточного пространства с помощью селективных энтеродоноросорбентов - цеолитов (в том числе и «Литовит»). Восстановление собственного детоксикационного потенциала организма - активизация работы лимфодренажной системы (Бородин Ю.И., 2000; Левин Ю.М., 2005).
2. Направленный катализ (активизация) нарушенных биохимических процессов в организме. Используется как базисная методика.
3. Коррекция состава минеральных веществ, решение так называемой проблемы микро-элементозов (Новоселов Я.Б ., 2001 г.; Бла гитко Е.М., Яншина Ф.Т., 2000 г.).
4. Восполнение дефицита пищевых волокон.
5. Восполнение дефицита витаминов и других микронутриентов (Распоряжение Правительства РФ № 345).
Рис. 3