Как и все системы и функции организма, биоритмы не остаются неизменными в течение всей жизни человека. Временная организация имеет период становления, созревания, зрелости и угасания. Эти периоды связаны с соответствующими этапами созревания центральных синхронизаторов в головном мозге. Новорожденный ребенок практически не имеет устойчивых суточных ритмов. Примерно к 6-8 неделе жизни устанавливается устойчивый суточный ритм температуры тела. Постепенно проявляются и другие ритмы. Амплитуда ритмов у детей низкая, а пластичность высокая. Поэтому созревание биоритмологи ческой структуры организма идет в процессе затягивания формирующихся внутренних биоритмов внешними времязадателями.
В возрасте 6-12 лет наблюдаются самые устойчивые циклы сна— бодрствования, самый здоровый сон, самый высокий уровень дневной активности. Потребность в сне составляет около 10 часов.
В подростковый период потребность в сне все еще велика (9- 10 часов) в связи с активным ростом и развитием, а реальное время сна сокращается по известным социальным причинам. В период полового созревания меняются гормональные биоритмы, а, следовательно, и работа «биологических часов» в центральной нервной системе. Они изменяют свой ход так, что заставляют подростков позднее ложиться и позднее вставать. В ходе исследования, в котором дети сами могли планировать свой режим, было сделано заключение о физиологической природе особенностей биоритмов подростков. Самым сонным време нем для них в условиях изоляции в хронолаборатории оказалось около 10.00 часов (когда полным ходом идут школьные занятия), а пик бодрости приходился на 15.00 часов (когда занятия близятся к концу). Та ким образом, долгий сон в выходные дни -необходимая компенсация «недосыпа» за предшествующую неделю. М. Карскадон, проводившая эти исследования, писала: «Подростки не ленивы, они просто хотят спать».
С 20 до 70 лет количество необходимого человеку сна практичес ки не меняется и составляет в среднем 7-8 часов. Однако возможны довольно значительные индивидуальные отклонения. Биологические часы с возрастом сдвигаются назад. Человек начинает раньше ложиться и раньше вставать.
Вообще в пожилом и старческом возрасте амплитуда практически всех биологических ритмов уменьшается, приближаясь к таковой у маленьких детей. При этом ритмическая структура организма становится более жесткой и с большим трудом перестраивается в случае непредви денных нарушений привычного режима. Таким образом, снижение адап тационных возможностей с возрастом, помимо всего прочего, обуслов лено и уменьшением пластичности биоритмов организма.