Городецкая Вера, Директор-Президент, г. Абакан
Четырехлетняя практика проведения школ показала, что не всегда бывает желаемая наполняемость аудитории, не на все темы и не на всех выступающих одинаково люди идут, и «веских» причин на то может быть тысячи, но факт остается фактом.
Почему на некоторых занятиях яблоку негде упасть, а на некоторые приходит 3-5 человек?
Свои размышления по этому поводу, исходя из собственного опыта и ошибок, удач и неудач, я предлагаю вашему вниманию. Надеюсь, что они помогут вам сделать меньше собственных ошибок.
Итак, занятия должны быть, прежде всего, интересными.
Для этого нужно:
— вводить игровые и «сюрпризные» моменты;
— задействовать работой всех (попросить что-то сделать, помочь, ответить и т.д.);
— использовать наглядный и раздаточный материал; —применять «отбивки» (шутки, легенды, истории, притчи, анекдоты);
— поощрять (замечать, хвалить, благодарить) за все (одного — за то, что не опоздал, другого — что не опоздал, третьего — что сделал очень хорошо домашнее задание. Поводы найти нетрудно: кто-то всегда приходит первым, кто-то готовит доску, аудиторию, кто-то активнее всех участвует в процессе и т. д.);
— принимать и одобрять даже самую малую инициативу;
— использовать различные ситуации, основанные на причинно-следственных связях («если..., то»). Например, если пройдешь весь курс обучения, то будешь посвящен в консультанты, или: если будешь посещать каждое обязательное занятие, то будет понятно излагаемое в следующем.
Успех занятий зависит от навыков выступающих. Очень важно не что ты сказал, но как ты это сделал. Поэтому говорить нужно мало, но значимо, менять темп речи (быстрее, медленнее), использовать краски и диапазон голоса (что-то сказать громче или тише, что-то — медленнее, по слогам, с интонацией вопроса, восклицания, а также вовремя сделать паузу и т. п.)
Чтобы занятия не были утомительными, нужно делать их короткими — 45-60 мин, разнообразными, т. е. включить 2-3 выступления, 2-3 коротких сообщения новичков. Разные люди по-разному выглядят, по-разному говорят, поэтому школа пройдет разнообразно и материал воспримется легко.
Чтобы школы были востребованными, нужно выбирать актуальные, животрепещущие темы, тогда люди найдут возможности посещать занятия. А если они не готовы к обучению, не желают что-то узнать для себя — ходить на школы они не будут, у них не будет потребности, и тянуть их не нужно.
Школа — она и есть школа, а не клуб или кружок по интересам, и поэтому к ней должны предъявляться школьные требования:
— дисциплина посещающих;
— условия для проведения занятий;
— подготовленность и ответственность выступающих.
Должна присутствовать атмосфера строгой доброжелательности (нечего подпрыгивать от радости, что твой консультант пришел, но и выразить удовлетворение от встречи с ним нужно).
— обязательно давать домашние задания со стимулами и по принципу «если..., то».
Как заинтересовать слушателей, чтобы они пришли на следующие занятия?
— Можно сделать промоушн.
— Можно использовать интригу (несколько раз в ходе школы как бы «зацепить» что-то интересное из будущего занятия с оговоркой: «Но об этом на следующей нашей встрече».
— В конце занятия обязательно сообщить, о чем пойдет речь в следующий раз.
Очень важно подытожить, о чем сегодня шла речь. Получить обратную связь, т. е. сделать короткий опрос, кто и что получил от сегодняшнего занятия, и поблагодарить за высказывания.
Хорошо, когда на школы приглашаются практические специалисты, местные лидеры. И, если очень повезет — крупные лидеры.
Если есть возможность, можно проводить занятия в виде экскурсий на предприятие изготовителей продукции, в лечебно-оздоровительный центр, в крупный или головной ИЦ.
Очень повышают эффективность школ различные ритуалы (посвящение в Консультанты, выпускной, День рождения структуры, Праздник первого бонуса и т. п.).
Это далеко не полный перечень необходимых действий, потому что каждый человек самостоятельно, проанализировав свои цели и путь к ним, сможет выбрать алгоритм собственных эффективных действий.
Желаю успехов!