Алферова Ирина, Директор-Президент, г. Новосибирск
Заботясь о счастье других , мы находим свое собственное.
Платон
Во всех городах, где я проводила свои школы для консультантов АРГО, с завидным постоянством звучал вопрос: «Как мотивировать людей?». Имеется в виду — как, какими способами увеличить активность консультантов, как мобилизовать силы всех участников структуры, как увеличить объем?
Мотивация—это умение делать труд радостным. Способов внешней мотивации известно много, и один из них — это умение работать с поощрительными программами. Несмотря на кажущуюся простоту, такое умение требует значительных знаний и усилий.
Если обобщить все поощрительные программы, какими бы разными они ни были, получится очень простая формула «если вы... , то вам...». В первой части максимально точно нужно описать то, к чему вы призываете своих консультантов, а во второй - что получат участники программы при выполнении этих условий.
Основной целью поощрительной программы может быть:
1) увеличение личных объемов;
2) увеличение групповых объемов;
3) достижение определенных рубежей (например, определенного рейтинга или квалификационной ступени);
4) привлечение внимания консультантов к определенной продукции (чаще используют руководители ИЦ);
5) привлечение внимания консультантов к вновь появившейся продукции (чаще используют изготовители продукции);
6) «быстрый старт».
7) увеличение количества новых консультантов.
Например, начинающая структура с групповым объемом 2000 очков и количеством участников 70 человек. Консультанты не стремятся к выполнению личного объема, а тем более — к перевыполнению. Такое возможно в ситуации, когда люди плохо знают продукцию, ее возможности. Любой «бывалый» сетевик скажет вам, что он только для своего личного потребления покупает продукции в месяц на 200 очков и более. Нетрудно подсчитать, что если бы каждый консультант группы выкупил продукции на 50 очков — это был бы уже групповой объем 3500, а если по 100 очков каждый — было бы уже 7000 очков и так далее. И хотя 100%-ной активности у консультантов не бывает, зато всем известны случаи, когда начинающий консультант уже в первый месяц берет продукции на 500 очков и больше.
Текст программы может выглядеть так:
«Уважаемые консультанты! Предлагаем вам принять участие в поощрительной программе, объявленной на август. Каждый консультант, выкупивший продукции на 100 очков, получает в подарок книгу по бизнесу...
200 очков — крем ...
300 очков — аппликатор...».
Необходимо быть уверенным, что все консультанты структуры знают об объявленной программе, и идеально было бы, если бы в руки каждого участника организации попал текст.
В структурах с небольшими объемами подарками за выполненный объем чаще всего являются продукты из ассортимента нашей Компании, так как у начинающих, как правило, не хватает средств на покупку всего ассортимента. А без личного употребления не формируется убежденность. Подаренная продукция может быть использована как инструмент в дальнейшей деятельности и демонстрационный экземпляр.
Наиболее важными моментами в работе с поощрительными программами являются поддержание интереса к этой программе и подведение итогов. Как правило, начинающие консультанты, читая призовые программы, считают, что это не для них, потому что еще не верят в свои силы и не знают продукции. Задача спонсора в этой ситуации — привлечь максимальное количество участников, поддерживать в них энтузиазм.
Хороший спонсор не только вручит текст программы, но и найдет время поговорить с каждым консультантом, объяснив ему непонятные моменты. Ведь у взрослого человека (в отличие от ребенка) 80 % времени уходит на то, чтобы убедить себя, что он может. И если докажешь - у него вырастают крылья.
Начинающему консультанту очень нужны аргументы, почему эта продукция обязательно будет востребована, а это возможно, если спонсор сам хорошо знает продукцию и может свои знания подтвердить примерами и историями. Идеально, если внутри структуры при выполнении призовой программы будет рожден дух соревнования, тогда результаты могут намного превзойти объявленные условия. В противном случае может пойти прахом самая интересная программа.
Не менее важно подвести итоги и объявить победителей программы, поздравив и поблагодарив публично каждого. Здесь пригодится умение найти для каждого теплые и искренние слова благодарности.
Еще один пример призовой программы.
«Уважаемый Александр! Предлагаем Вам и консультантам Вашей структуры принять участие в призовой программе, целью которой является увеличение группового объема Вашей организации. Время проведения программы: март, апрель, май. Консультанты, чей групповой объем достигнет в эти месяцы:
10000 очков — получат диктофон фирмы SONY;
15000 очков — сотовый телефон « Siemens»;
20000 очков — телефон-факс «Panasonic».
Очень важно, чтобы объем самой большой структуры участника призовой программы не был больше 80 % от его общего объема (это «правило одной ноги» всегда требует пояснения). Надеемся, что призовая программа поможет Вашим консультантам добиться значительных результатов.
С уважением — Ваш спонсор Ирина».
Для программ с такими групповыми объемами больше подходят призы не из ассортимента Компании. Скорее всего, это будут либо средства связи, необходимые в дальнейшей работе, либо частичная или полная оплата за обучение в Академии АРГО, в Академии лидерства Атласо- вых, посещение конференции в другом регионе и т. д.
Познакомить с условиями программы нужно на директорской школе, там же анализируются промежуточные результаты. Все остальные призовые программы проводятся аналогично. Для проведения любой программы от организатора требуются такие качества, как темперамент, трудолюбие, терпение и такт (четыре «Т»). Качества, которые притягивают положительно настроенных консультантов. Ведь человек — это на 90 % чувства и на 10 % — разум. Очень многое зависит от убеждения.
Достаточно сложно назвать цифру, которую необходимо тратить на призовые программы. Скорее всего, придется прибегнуть к помощи спонсора, чтобы определить затраты для конкретной ситуации. Часто программы бывают совместными, т. е. часть расходов берет на себя спонсор.
В своей жизни я видела и очень дорогие программы (не всегда, кстати, эффективные), и недорогие, но красиво и очень душевно организованные, оставившие ощущения счастья от общения с близкими по духу людьми. Ведь ощущение радости приходит к человеку, когда он чувствует себя частью целого.
Подведение итогов таких программ превращается в праздник, который запоминается всем, потому что подарок, врученный на таком празднике, в присутствии большого количества консультантов, в том числе из структуры награждаемого, стоит гораздо большего, чем если бы его вручили в рабочей обстановке, например, в офисе.
Очень важно отметить тех людей, которые старались выполнить условия призовой программы, но по каким то причинам не смогли сделать этого в полной мере. Для них можно и нужно иметь утешительные призы. Попытка достигнуть результата не менее важна, чем само достижение. Это улучшит отношения в структуре, поможет сблизиться участникам и поднимет авторитет спонсора.