Руфицкая Тамара, Директор-Президент, г. Новосибирск
Тема звучит для меня немного непонятно: что такое эта «сеть», которую «надо обучать»? Обучить можно только конкретных людей.
Всем, кто принял наш бизнес как дело своей жизни, хочется сделать его эффективным. И рекомендации тоже вроде есть—научи других, пусть дуплицируют систему дальше. На память пришел афоризм: «Кто может что-то делать—делает, не может делать — учит, не может учить — учит, как надо учить».
Первый вопрос, который возникает у тех, кто начал работать с людьми — КОГО обучать? Поначалу кажется — всех, ведь вроде ничего тут заумного нет: покупай на 50 очков и распространяй информацию, но здесь начинаются непонятные трудности, так как нам встречаются:
НЕУДАЧНИКИ — часто это не зависит от их жизненных обстоятельств, так как бедствия бывают двух видов: когда не везет тебе и когда везет другим. И таких людей приходит очень много. Каждая трудность на пути, даже самая малая, радостно воспринимается ими как доказательство невозможности продвижения вперед, и они с удовольствием убеждают окружающих в этой невозможности (а то вдруг у тех получится, а неудачнику — страдать). И зачастую они просто ленивы.
ПРОСТО ПОТРЕБИТЕЛИ — это уже теплее, потому что у них иногда просыпается интерес к бизнесу, но чаще всего они просто хотят пользоваться продукцией и не морочить себе голову всем остальным. Их раздражают ваши попытки чему-либо их учить в плане бизнеса.
ПРОДАВЦЫ — таких людей очень мало, но они есть. Учить, как продавать, конечно, можно — навыки в жизни полезные, но в нашей Компании мы можем совершенно спокойно обойтись без этого. Потребительское общество — это не просто название, это возможность комфортно работать, не накручивая (читай: не насилуя) делать продажи. Продавцы — всегда конкуренты друг другу, потребителями могут быть все. Есть примеры, когда в каждой квартире многоэтажного дома есть Соглашения, и все спокойно покупают замечательные продукты, и у людей появилась новая тема для обсуждения, кроме программ «Дом» и «Окна».
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ БИЗНЕСМЕНЫ, жемчужины, золотые корабли, т.е. те люди, которые в самом начале очень хотят изменить свою жизнь к лучшему и понимают, что только сами они могут это сделать. Они обучаются активно и греют душу вам, уважаемые спонсоры, потому что в нашем бизнесе взаимной поддержки ничто не радует так, как успех твоих людей. И еще — появление таких людей является самой мощной нашей мотивацией.
Второй вопрос — ЧЕМУ обучать? Если очень коротко - обучать навыкам, человек должен уметь делать что-то конкретное. И, прежде всего, учимся работать сами с собой, так как большинство препятствий и трудностей существует только у нас в голове. Проанализируйте, чего вам не достает для достижения успеха. Организованности? Умения говорить, выступать перед аудиторией? Компьютерной грамотности? Навыков вождения автомобиля? Знания иностранного языка? Из перечисленного — есть что-то невозможное? По-моему, все в наших силах. Недавно мы с группой моих консультантов позанимались актерским мастерством с замечательной женщиной, заслуженной артисткой России О. М. Стебуновой, и она озвучила такую мысль: «Занятие публичной профессией — это наглость, и если человек при этом не совершенствуется, не работает над собой постоянно, это занятие ведет его к саморазрушению». Вот так...
Третий вопрос — ЗАЧЕМ? Во-первых, чтобы не изобретать велосипед. И другое — любой тренинг, любое обучение хорошо тогда, когда тебя «встряхивает» и ты обнаруживаешь, как мало знаешь. А ведь дома, среди друзей и знакомых, выглядел очень даже умным... Только начиная напрягаться, развиваешься. Часто говорят: «Я уже не в том возрасте, чтобы учиться», но, скорее всего, такие люди всегда были «не в том возрасте» для обучения.
Четвертый вопрос — КАК? Во-первых, все должно быть понятно. Из мудрых мыслей: «Обучение заканчивается там, где есть хотя бы одно непонятное слово». Часто, слушая своих «продвинутых» спонсоров, новые люди убеждаются: «я так не смогу никогда». Во-вторых, обучение должно быть постепенным и поэтапным, и обязательно практическим. Мне очень нравится анекдот: «Встречаются два друга, и один рассказывает, как классно он устроился на работу в пожарку. Все ему нравится: и зарплата, и паек, и спецодежда, и времени полно — и для шашек, и для домино, и чтобы подремать. Одно плохо — как пожар, хоть увольняйся!».
Давайте будем учиться любить наш «пожар», а «домино, шашки, подремать» оставим тем, кто всегда «не в том возрасте», чтобы что-то менять в своей жизни.