Метод мозгового штурма —
форма стимулирования творческой активности,
точнее — это средство получения от группы лиц
большого количества идей
за короткий промежуток времени.
В своей деятельности вы, возможно, часто сталкиваетесь с тем, что не знаете, как дальше действовать, что делать, как построить работу, чтобы она была эффективной. Владимир Леви сказал: «Все советы даны до нашей эры. Осталось им только следовать».
Конечно, вы можете найти любой ответ на любой вопрос в литературе. Но сколько понадобится времени на поиск нужной информации? Можно обо всем до бесконечности спрашивать у своего наставника. Но вы должны расти внутри бизнеса, ведь рано или поздно вы будете работать самостоятельно. И должны будете отвечать на вопросы своих консультантов. Ведь вы хотите стать для них лидером?
Даже если у вашего наставника очень большой опыт, проинструктировать вас на все случаи жизни ему все равно не удастся. Поэтому есть смысл освоить универсальный метод выхода из любой ситуации. Это метод мозгового штурма.
Какие вопросы можно решить с помощью мозгового штурма? Все!
— Почему отсутствует или временно прекратилось подписание новых участников структуры, и что делать?
— Как освоить новую форму работы - День клиента, и что в нее входит?
— Почему принимают (или не принимают) решение подписать контракт? Что нужно сделать, чтобы подписаний стало больше?
— По каким признакам люди определяют: лидер перед ними или нет?
— Что сделать (как организовать работу), чтобы летом объемы не только не упали, но и выросли?
— Почему новые консультанты не ходят на школы? Как сделать школы эффективными, интересными?
— Что такое «быстрый старт»? Что нужно делать (план работы), чтобы быстро построить структуру? Или — как получить за третий месяц работы 10000 рублей?
— Как построить обучение? Какие темы, в какой последовательности, с какой периодичностью будут эффективны именно в этот промежуток времени?
И так далее, далее, далее... Например, можно провести мозговой штурм на тему «Что такое мозговой штурм?».
Самое неоспоримое преимущество мозгового штурма в том, что это метод коллективного участия. В теории мы все знаем о необходимости построения команды, а на практике очень часто лидеры решают вопросы самостоятельно. Некоторые из них сами произвели себя в командиры, а в армии, как известно, используется принцип единоначалия. А другие и рады были бы получить помощь от своих Директоров, но Директора не торопятся демонстрировать поддержку и инициативу.
В первом случае рекомендую тему для штурма: «Какое участие спонсора считать эффективным в построении структур?» Или попросту: «Что мы ждем от спонсора?» А во втором случае: «Причины, сдерживающие инициативу Директоров. В чем выход из сложившейся ситуации?».
Оптимальное количество участников мозгового штурма — от пяти до двенадцати человек. В эту рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам. Это жизненно необходимо для нахождения оптимального решения! Один, например, больше склонен высказываться, другой критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взвесить ее последствия, другой реагирует медленно, но тщательно продумывает каждый свой шаг. (А теперь, уважаемые спонсоры, вспомните, как вы реагируете на критику своих, безусловно, гениальных идей?). В созданной группе нужно сразу договорится о введении специальных норм и правил. Цель их — создать такую психологическую атмосферу, которая будет активизировать совместную творческую работу. Например: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе фантастических, на первый взгляд; запрещение критики; доработка всех высказанных идей. В условиях таким образом организованной групповой творческой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать в несколько раз больше идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи в одиночку. Проверено многократно!
Существует несколько фаз мозгового штурма:
1. Проработка проблемы.
2. Формирование рабочей группы.
3. Вступление (ведущий говорит о самой задаче, ее важности и т. д.)
4. Генерация идей.
5. Анализ идей.
6. Доработка жизненных идей.
Проработка проблемы.Сначала нужно четко понять, какую именно проблему вы пытаетесь решить. Например, желание увеличить групповой объем есть, а объем не растет. Вот вам стоящая тема для первого штурма.
Формирование рабочей группы.Итак, вам нужно от пяти до двенадцати человек для обсуждения этой очень важной темы. Обсуждение не будет эффективным, если все эти участники заведомо с вами согласны, да еще и не смеют при вас рот открыть. Подберите команду, полагаясь на здравый смысл, а не на желание произвести впечатление умного руководителя.
Вступление. В этой части вы максимально точно опишете состояние дел в структуре. Уместными будут: легкая критика в свой адрес (ведь это в вашей структуре не растет объем?) и искренняя просьба о помощи. Найденное решение станет общим достоянием. Тем более, что у присутствующих членов вашей команды точно также объемы не растут. Ведь так? Значит, это поможет всем.
Итак, сначала поиск ответа на вопрос: «Почему (?!?) не растут объемы?». Здесь уместны все варианты, включающие в себя нормативную лексику. И даже, страшно сказать, анализ эффективности ваших действий. Список причин может выглядеть следующим образом:
— не хватает информации (например, вы до сих пор не были ни на одном семинаре по бизнесу в других городах, желательно — в параллельных структурах);
— количество участников структуры не достаточно (проблема некоторых начинающих структур);
— нет контакта с верхним спонсором (а вы до сих пор зависите от него);
— обособление структуры: нет связи и ощущения единства с Компанией («варимся в собственном соку»);
— неверно определены приоритеты в обучении (часто бывает в «очень женских» организациях, когда люди в большей степени заняты общением, а не бизнесом);
— переоценка своих возможностей, удовлетворение своих амбиций спонсором, нежелание пользоваться опытом других (типа: «Никого мне не надо. Особенно умных!»);
— никто не занимается самообразованием, не читает книг; какое, к сожалению, бывает;
— все занимаются самообразованием, чтением книг, регулярным посещением школ — и только! (так называемое «знание евнуха»: знаю — все, сделать — ничего не могу); такое, к сожалению, тоже бывает;
— у вас регулярно «пропадают» очки (без комментариев!);
— Вы самостоятельно ведете все школы в вашей структуре уже очень и очень давно, вы демонстрируете глубинные знания участникам своей структуры, а они вам — сверхделикатность. Ну, никто не может сказать вам, как вы всех... своей активностью... Другими словами, не даете возможности развиваться другим.
Если продолжать список, то можно найти еще, по меньшей мере, десять-пятнадцать причин, препятствующих росту объема вашей структуры.
Знание этих причин и позволит вашей группе найти решение.
Генерация. Итак, собственно, сам процесс мозгового штурма. То есть присутствующие озвучивают свое мнение на этот счет. Обязательно нужно записывать все (!) идеи, без оценки. Для этого нужно выделить одного (или даже двух) человек — на случай, если обсуждение пойдет слишком активно, чтобы не потерять ни одного мнения. Если обсуждение «затухает» — смотри правило выше (о создании особой, доверительной, творческой атмосферы) или помоги присутствующим вопросами.
Анализ идей. На этой стадии нужно идеи поделить на жизнен ные, потенциально возможные и остальные. Идея считается жизненной, если большинство участников ее одобрило и на ее внедрение есть необходимые ресурсы. Например, чтобы провести сертификационные курсы с одним из производителей, нужно в первую очередь определиться, кого именно вы хотели бы пригласить. Узнать возможности этого производителя. Знать условия приезда, стоимость курсов, количество участников (консультантов) сертификационных курсов, наличие свободных мест в гостинице в эти дни, возможность снять помещение для проведения курсов и организовать питание, возможность выезда в расположенные рядом маленькие городки, готовность лидеров в этих городках принять людей и т. д.
Доработка идеи. Если все вышеперечисленное есть, значит, пора делить ответственность присутствующих лидеров за совместнорож- денную идею. Вопрос должен звучать так: «Что из этого списка ты возьмешь на себя?».
Также нужно наметить день, когда все еще раз соберутся и поделятся тем, как идет подготовка. Чем больше мероприятие, тем больше вам придется встречаться.
Вот коротко о том, как правильно организовать мозговой штурм. На мой взгляд, это очень и очень эффективный метод поиска решения. И, конечно, для проведения мозгового штурма нужны... правильно: ресурсы!
Желаю всем движения к цели и удачи в нашем бизнесе!