Мозговой штурм

Метод мозгового штурма —
форма стимулирования творческой активности,
точнее — это средство получения от группы лиц
большого количества идей
за короткий промежуток времени.

В своей деятельности вы, возможно, часто сталкиваетесь с тем, что не знаете, как дальше действовать, что делать, как построить ра­боту, чтобы она была эффективной. Владимир Леви сказал: «Все со­веты даны до нашей эры. Осталось им только следовать».

Конечно, вы можете найти любой ответ на любой вопрос в лите­ратуре. Но сколько понадобится времени на поиск нужной информа­ции? Можно обо всем до бесконечности спрашивать у своего настав­ника. Но вы должны расти внутри бизнеса, ведь рано или поздно вы будете работать самостоятельно. И должны будете отвечать на воп­росы своих консультантов. Ведь вы хотите стать для них лидером?

Даже если у вашего наставника очень большой опыт, проинст­руктировать вас на все случаи жизни ему все равно не удастся. Поэто­му есть смысл освоить универсальный метод выхода из любой ситуа­ции. Это метод мозгового штурма.

Какие вопросы можно решить с помощью мозгового штурма? Все!

— Почему отсутствует или временно прекратилось подписание новых участников структуры, и что делать?
— Как освоить новую форму работы - День клиента, и что в нее входит?
— Почему принимают (или не принимают) решение подписать контракт? Что нужно сделать, чтобы подписаний стало больше?
— По каким признакам люди определяют: лидер перед ними или нет?
Что сделать (как организовать работу), чтобы летом объе­мы не только не упали, но и выросли?
— Почему новые консультанты не ходят на школы? Как сделать школы эффективными, интересными?
— Что такое «быстрый старт»? Что нужно делать (план рабо­ты), чтобы быстро построить структуру? Или — как получить за тре­тий месяц работы 10000 рублей?
— Как построить обучение? Какие темы, в какой последова­тельности, с какой периодичностью будут эффективны именно в этот промежуток времени?

И так далее, далее, далее... Например, можно провести мозго­вой штурм на тему «Что такое мозговой штурм?».

Самое неоспоримое преимущество мозгового штурма в том, что это метод коллективного участия. В теории мы все знаем о необходи­мости построения команды, а на практике очень часто лидеры реша­ют вопросы самостоятельно. Некоторые из них сами произвели себя в командиры, а в армии, как известно, используется принцип едино­началия. А другие и рады были бы получить помощь от своих Дирек­торов, но Директора не торопятся демонстрировать поддержку и ини­циативу.

В первом случае рекомендую тему для штурма: «Какое участие спонсора считать эффективным в построении структур?» Или попро­сту: «Что мы ждем от спонсора?» А во втором случае: «Причины, сдер­живающие инициативу Директоров. В чем выход из сложившейся си­туации?».

Оптимальное количество участников мозгового штурма — от пяти до двенадцати человек. В эту рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам. Это жизненно необходимо для нахождения оптимального решения! Один, например, больше склонен высказываться, другой критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взве­сить ее последствия, другой реагирует медленно, но тщательно про­думывает каждый свой шаг. (А теперь, уважаемые спонсоры, вспом­ните, как вы реагируете на критику своих, безусловно, гениальных идей?). В созданной группе нужно сразу договорится о введении спе­циальных норм и правил. Цель их — создать такую психологическую атмосферу, которая будет активизировать совместную творческую работу. Например: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе фантастических, на первый взгляд; запрещение кри­тики; доработка всех высказанных идей. В условиях таким образом организованной групповой творческой работы человек средних ин­теллектуальных способностей начинает высказывать в несколько раз больше идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи в одиночку. Проверено многократно!

Существует несколько фаз мозгового штурма:

1. Проработка проблемы.
2. Формирование рабочей группы.
3. Вступление (ведущий говорит о самой задаче, ее важности и т. д.)
4. Генерация идей.
5. Анализ идей.
6. Доработка жизненных идей.

Проработка проблемы.Сначала нужно четко понять, какую именно проблему вы пытаетесь решить. Например, желание увеличить групповой объем есть, а объем не растет. Вот вам стоящая тема для первого штурма.

Формирование рабочей группы.Итак, вам нужно от пяти до двенадцати человек для обсуждения этой очень важной темы. Обсужде­ние не будет эффективным, если все эти участники заведомо с вами согласны, да еще и не смеют при вас рот открыть. Подберите коман­ду, полагаясь на здравый смысл, а не на желание произвести впечат­ление умного руководителя.

Вступление. В этой части вы максимально точно опишете состо­яние дел в структуре. Уместными будут: легкая критика в свой адрес (ведь это в вашей структуре не растет объем?) и искренняя просьба о помощи. Найденное решение станет общим достоянием. Тем более, что у присутствующих членов вашей команды точно также объемы не растут. Ведь так? Значит, это поможет всем.

Итак, сначала поиск ответа на вопрос: «Почему (?!?) не растут объемы?». Здесь уместны все варианты, включающие в себя норма­тивную лексику. И даже, страшно сказать, анализ эффективности ва­ших действий. Список причин может выглядеть следующим образом:

— не хватает информации (например, вы до сих пор не были ни на одном семинаре по бизнесу в других городах, желательно — в па­раллельных структурах);
— количество участников структуры не достаточно (проблема некоторых начинающих структур);
— нет контакта с верхним спонсором (а вы до сих пор зависите от него);
— обособление структуры: нет связи и ощущения единства с Ком­панией («варимся в собственном соку»);
— неверно определены приоритеты в обучении (часто бывает в «очень женских» организациях, когда люди в большей степени заня­ты общением, а не бизнесом);
— переоценка своих возможностей, удовлетворение своих ам­биций спонсором, нежелание пользоваться опытом других (типа: «Ни­кого мне не надо. Особенно умных!»);
— никто не занимается самообразованием, не читает книг; ка­кое, к сожалению, бывает;
— все занимаются самообразованием, чтением книг, регулярным посещением школ — и только! (так называемое «знание евнуха»: знаю — все, сделать — ничего не могу); такое, к сожалению, тоже бывает;
— у вас регулярно «пропадают» очки (без комментариев!);
— Вы самостоятельно ведете все школы в вашей структуре уже очень и очень давно, вы демонстрируете глубинные знания участни­кам своей структуры, а они вам — сверхделикатность. Ну, никто не может сказать вам, как вы всех... своей активностью... Другими словами, не даете возможности развиваться другим.

Если продолжать список, то можно найти еще, по меньшей мере, десять-пятнадцать причин, препятствующих росту объема вашей структуры.

Знание этих причин и позволит вашей группе найти решение.

Генерация. Итак, собственно, сам процесс мозгового штурма. То есть присутствующие озвучивают свое мнение на этот счет. Обязательно нужно записывать все (!) идеи, без оценки. Для этого нужно выделить одного (или даже двух) человек — на случай, если обсуждение пойдет слишком активно, чтобы не потерять ни одного мнения. Если обсуждение «затухает» — смотри правило выше (о создании особой, доверительной, творческой атмосферы) или помоги присутствующим вопросами.

Анализ идей. На этой стадии нужно идеи поделить на жизнен­ ные, потенциально возможные и остальные. Идея считается жизнен­ной, если большинство участников ее одобрило и на ее внедрение есть необходимые ресурсы. Например, чтобы провести сертификационные курсы с одним из производителей, нужно в первую очередь опреде­литься, кого именно вы хотели бы пригласить. Узнать возможности этого производителя. Знать условия приезда, стоимость курсов, количество участников (консультантов) сертификационных курсов, наличие свободных мест в гостинице в эти дни, возможность снять помещение для проведения курсов и организовать питание, возможность выезда в расположенные рядом маленькие городки, готовность лидеров в этих городках принять людей и т. д.

Доработка идеи. Если все вышеперечисленное есть, значит, пора делить ответственность присутствующих лидеров за совместнорож- денную идею. Вопрос должен звучать так: «Что из этого списка ты возьмешь на себя?».

Также нужно наметить день, когда все еще раз соберутся и поделятся тем, как идет подготовка. Чем больше мероприятие, тем больше вам придется встречаться.

Вот коротко о том, как правильно организовать мозговой штурм. На мой взгляд, это очень и очень эффективный метод поиска решения. И, конечно, для проведения мозгового штурма нужны... правильно: ресурсы!

Желаю всем движения к цели и удачи в нашем бизнесе!

Для регистрации в компании АРГО и получения возможности сотрудничества отправьте на наш адрес (info@altermed.com.ua), или посредством формы обратной связи следующие данные:

  • полные ФИО;
  • контактные телефоны (с кодом города или мобильного оператора);
  • полный адрес с индексом (название страны – обязательно).
  • адрес электронной почты

В письме также укажите, что Вы желаете пройти регистрацию.
Наши менеджеры свяжутся с Вами для уточнения деталей в ближайшее время.

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела