На сегодняшний день в России и других странах СНГ нет ни одной другой технологии, которая могла бы конкурировать с ЭМ-технологией в решении экологических проблем. Именно ЭМ-технология способна в кратчайшие сроки оздоровить всю окружающую среду, а, следовательно, решить глобальные вопросы сохранения генофонда животных, растений и самого человека.
ЭМ-технология может быть с успехом применена для восстановления нарушенного биоценоза, особенно в местах интенсивных рубок леса и после лесных пожаров. Здесь эффективность может проявиться в ускоренном росте саженцев деревьев и ожидаемой их устойчивости к различным заболеваниям. Поможет ЭМ-технология и на почвах, подверженных эрозивным процессам, засолению, а также содержащих соли тяжелых металлов и радионуклиды. Незаменима она и для решения проблемы утилизации помета птицефабрик и отходов животноводческих комплексов. Переработка отходов сельскохозяйственного производства не только обеспечит качественными органическими удобрениями хозяйства и население, но и окажет позитивное воздействие на экологию.
Свой вклад ЭМ-технология может внести и на территориях, где отмечены эпизоотические ареалы опасных болезней диких и домашних животных, а также на скотомогильниках, в местах бывшего базирования армейских частей, складов ГСМ, химического и бактериологического оружия и т. д.
Серьезной проблемой для больших городов стала утилизация осадков сточных вод, содержащих токсичные элементы, в том числе и тяжелые металлы. Обеззараженный аминокислотными реагентами осадок после обработки ЭМ-препаратами становится ценным органическим удобрением, и в иных случаях его даже можно вывозить на сельскохозяйственные угодья! Аналогично можно утилизировать и отходы крахмалопаточных, ликероводочных, фармацевтических, пивоваренных и других производств.
Практические результаты по очистке сточных вод ЭМ-препаратами.
Для обработки сточных вод в Японии ЭМ-препараты используются уже более 20 лет.
С 1991 г. установка с замкнутым циклом обработки сточных вод с помощью ЭМ-препарата была установлена при городской библиотеке в г. Гушикава (Япония). Если запустить ЭМ в эту систему, произойдет очистка стоков до такой степени, что воду можно будет использовать как питьевую уже через 24 ч. Критерием стандарта качества для выходящей обработанной воды является БПК (биологическая потребность в кислороде), которая не должна превышать 20 мл/л. БПК воды, проверенной в г. Гушикава, составила менее 3 мл/л. Применение ЭМ- препаратов дало потрясающие сбережения: если до ввода ЭМ-сис-темы ежегодная оплата использования воды составляла 12 тыс. долларов США, то после ввода системы оплата сократилась в 20 раз, т.е. составила всего 600 долларов.
В префектуре Окинава (Япония) на свиноферме в 425 голов в резервуарах с отходами отделяли твердые вещества и заливали их ЭМ-препаратом (1:500 к объёму отходов). После 3 месяцев применения ЭМ загрязненность сточных вод уменьшилась в 20 раз, а отделенное твердое вещество за 1-2 недели ферментировалось и превращалось в превосходное органическое удобрение. Запахи внутри помещения исчезли.
На очистных сооружениях г. Астаны (Казахстан) после переноса столицы в этот город резко возросло водопотребление и водоотведение города. Новый город стал стремительно приближаться к очистным сооружениям. Запах иловых площадок стал представлять проблему для Астаны.
Для проверки действия препарата «Байкал ЭМ-1» на устранение запаха было приготовлено 120 л препарата «Байкал ЭМ-1», и 14 июля 2005 г. иловая площадка №5 размером 27x100 м2 была обработана рабочим раствором в концентрации 1:50. Через неделю фекальный запах исчез, остался лишь запах прелой земли, а площадка визуально отличалась от соседних более темным цветом ила.
Второй эксперимент был проведен на станции аэрации г. Астаны во время ремонта. Для предотвращения рассыхания деревянных подшипников пять отстойников заполнили чистой водопроводной водой в количестве 25-30 кубометров. Однако из-за присутствия на дне остатков ила вода в резервуарах начала цвести. Через неделю на поверхности всех отстойников появились зелёная плёнка тины различной плотности, возник специфический запах.
В июне 2005 г. в отстойники был вылит препарат «Байкал ЭМ-1» в следующих количествах: отстойник №1-1,5 л, отстойник № 2 - 1,0 л, отстойник № 3 - 0,5 л. Отстойники №№ 4 и 5 были оставлены в качестве контрольных.
Через неделю можно было наблюдать следующие результаты: в контрольных отстойниках плёнка тины была плотная, ярко-зелёного цвета; присутствовал стойкий запах протухшей воды. В отстойнике №3 плёнка была разреженной, менее плотной, запах был слабый. В отстойнике №2 зеленая пленка и запах отсутствовали, вода была мутной, на поверхности плавали отдельные хлопья. В отстойнике №1 вода была более прозрачная, чем во втором. Запах также отсутствовал.
Использование ЭМ при очистке осадка сточных вод (ОСВ) проводилось в г. Николаеве (Россия). Препаратом «Байкал ЭМ-1» в концентрации 1:100 была обработана партия ОСВ массой 5 кг (влажность составляла 60-70 %). После обработки она была помещена в плотный полиэтиленовый мешок черного цвета без доступа воздуха для анаэробного компостирования. Контрольная проба была помещена в такие же условия, но не обрабатывалась ЭМ-препаратом. Обе пробы в течение 10 суток находились в помещении без доступа света при температуре 20-22 °С. После 10-дневной выдержки обе пробы были сданы в санэпидстанцию города. Результаты анализа показали высокую степень очистки экспериментальной партии ОСВ, в которой не было обнаружено патогенных микроорганизмов. Контрольная партия осадка по своим бактериологическим показателям не соответствовала нормам.
На Сторожевском очистном сооружении (Россия, Саратовская область) препарат «Байкал ЭМ-1» использовали для очистки сточных вод от катионов Fe(III) и Cu(II). Для опыта минимально действующей концентрацией ЭМ-препарата была концентрация 0,065 мл. Через 3-4 часа экспозиции концентрация железа снизилась на 63,3 %, а концентрация меди - на 37,4 %. Более длительная инкубация (до 24 ч) не изменяла концентрации ионов металлов.
Следующим этапом было испытание сорбционной способности опоки, насыщенной препаратом «Байкал ЭМ-1». Предварительная проверка сточных вод промышленных предприятий показала, что содержание ионов железа в них в три раза превышала ПДК. Под влиянием ЭМ-препарата его уровень снизился в 11,2 раза. В результате опыта ионов меди в исследуемой воде не было обнаружено, а количество ионов железа снизилось с 1,119 мг/л до 0,001 мг/л.
В Харькове (Украина) провели опыт по устранению зловонных газов и ускорению разложения фекалий в общественных и дачных туалетах. В выгребную яму глубиной около 2,5 м, из которой на момент эксперимента более 1,5 лет не выкачивали содержимое, вылили 1,5 л ЭМ-препарата «Байкал ЭМ-1». В течение 1,5 мес произошло оседание содержимого туалета на 35-38 сантиметров. Запах практически нейтрализовался.