СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Е. Глебова (по материалам журналов «Генеральный директор»)
Теоретически каждый человек знает, как справиться со сложной экономической ситуацией: отказаться от импульсивных покупок, найти дополнительный заработок, оптимизировать расходы по сравнению с доходами и т.д., благо, все СМИ наперебой дают советы. Но как реально психологически справиться с внезапно свалившимися проблемами? Обратимся к советам профессионалов.
Займитесь семьей и здоровьем, или помоги себе сам
Смена обстановки, укрепление семейных отношений, совместные занятия спортом - вот несколько конструктивных методов защиты от неврозов.
• Испытывая стресс на работе, человек ищет спокойствия дома. Все люди в такие моменты подсознательно стремятся себя обезопасить: улучшить отношения в семье, обеспечить надежный тыл. Попробуйте дома полностью отключаться от работы. Перед сном вместе с родными посмотрите старые семейные фильмы с хеппи-эндом. Больше уделяйте внимания детям.
В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВО «КРИЗИС» ОЗНАЧАЕТ «ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ», ТО ЕСТЬ ВРЕМЯ, КОГДА МОЖНО ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ.
• Под влиянием стресса человек стремится к действиям, к движению. Дайте энергии выход. Начните ходить в спортивный зал и принимать витамины, закончите ремонт. Пробежки, лыжи, коньки, бассейн - совершенствуя собственное тело, человек автоматически защищает себя от негативного воздействия. Кому-то для этого лучше будет повесить в кабинете боксерскую грушу или больше ходить пешком, не пользоваться без необходимости лифтом или городским транспортом. Но главное - старайтесь максимально выплескивать эмоции на стороне. Тогда на работе они не будут мешать принимать решения.
• Измените отношение ко сну. Можно воспользоваться рекомендациями врачей по организации здорового сна: совершайте прогулки, дыхательные упражнения, примите релаксирующую ванну с экстрактом успокоительных растений (валерианой, лавандой, пустырником). И не стоит воспринимать отсутствие сна из-за тяжелых мыслей как трагедию. Не спится - почитайте любимую книгу, мысли успокоятся, придут в порядок, и, возможно, удастся уснуть. Не хочется читать? Займитесь каким-нибудь делом, которое не помешает остальным членам семьи, а поспите потом.
Ищите положительное во всем, или начать сначала
Но что делать тем, кто на себе ощутил пагубные последствия кризиса и уже сегодня остался без работы? Главное не отчаиваться!
• Вот когда падает самолет и погибают люди, - это катастрофа, а потеря работы, проблемы с деньгами - это всего лишь очередная жизненная трудность. Ведь кризис - это стимул для дальнейшего развития, отличная возможность остановиться и подумать. Для кого- то увольнение с работы может стать стимулом к саморазвитию, а для кого-то - поводом кардинально изменить свою жизнь. Зачастую причиной депрессии служит не столько факт потери работы, сколько нежелание что-то менять и прилагать усилия.
• Можно, конечно, посокрушаться, поругать весь мир, но чем быстрее вы возьмете себя в руки и максимально объективно оцените ситуацию, тем больше у вас шансов на успешное преодоление проблем. Самое главное - принять ситуацию, сделать правильные выводы и научиться жить дальше.
Окружите себя соратниками, или один в поле не воин
В кризисной ситуации нельзя оставаться одному. У вас есть семья, друзья, соратники - значит, вы не один.
• Активно развивайте профессиональные сообщества. В кризисный момент должны быть те, с кем можно поговорить, - не психоаналитики, а коллеги по бизнесу. Это могут быть поставщики и покупатели, с которыми можно обсудить новые условия работы, или даже конкуренты: возможно, с кем-то стоит даже объединить свой бизнес. Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь!
Постоянно оценивайте и анализируйте ситуацию, или зри в корень
• Постарайтесь взять за правило каждое утро переписывать свои задачи в ежедневник, оценивая снова, их возможно трансформировать и конкретизировать.
• Также один из полезных способов для оценки ситуации - еженедельные совещания. Их отличие от обычных скучных и бесполезных собраний заключается в том, что всем сотрудникам нужно дать задание еженедельно анализировать рыночную и экономическую ситуацию. Каждый должен высказать свои идеи, как удержать позиции, которые были у компании до кризиса. Предложения, которые, на взгляд большинства, будут наиболее эффективными, необходимо дополнительно проанализировать. Возможно, не все идеи необходимо реализовывать, но чем их больше, тем больше шансов найти те, которые действительно могут изменить ситуацию в компании. В кризисный период люди собираются с силами, лишний раз говорят себе: «Я смогу, я сделаю это» - и делают: становятся более ответственными. В древнегреческом языке слово «кризис» означает «переломный момент», то есть время, когда можно что-то изменить в лучшую сторону.
КРИЗИС ЭТО СТИМУЛ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ, ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ.
Корпоративный микроклимат, или пока мы едины - мы непобедимы
• Важно сформировать в коллективе атмосферу честных и открытых взаимоотношений. Вы должны быть готовы к тому, что кто-то вашу компанию покинет добровольно. Понимание проблем сотрудника, решившегося на такой шаг, убережет вас от всплеска негативных эмоций. А это, в свою очередь, продемонстрирует остальным сотрудникам вашу уверенность в будущем, вселит веру в руководителя.
• Есть простые способы поддерживать в коллективе нормальный климат: не меняйте своих привычек, уделяйте больше внимания внешнему виду, старайтесь не перекраивать свой рабочий календарь, не отменять запланированные традиционные корпоративные праздники, просто проведите их скромнее, сообразно реальным возможностям.
Возьмите на вооружение слова Томаса Карлейля: «Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой».
Источник: Журнал «БИОЛИТ-ИНФО» №2/2009 г.