Недавно в фирме "Биолит" появился новый специалист - научный консультант, психотехнолог - Карнаухов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, старший преподаватель факультета психологии Томского государственного университета, специалист по психологии продаж. В любой организации психолог занимается подбором и обучением персонала, проведением тренингов, консультированием руководителей. Вот что Дмитрий Александрович счел необходимым рассказать читателям о задачах психолога вообще и о своих в "Биолите" в частности.
Чем же занимается психолог, работающий в негосударственной структуре?
Спектр деятельности психолога в организации очень широк, но в трех словах его можно обозначить как консультирование, диагностика, обучение. Вспоминается песня: "Я знаю три слова...". Шутка. Если раскрыть более подробно деятельность психолога, то сюда можно включить проведение психологического тестирования и отбор при приеме на работу; проверку надежности персонала; прогноз деятельности работников; подготовку компьютерных программ психодиагностики персонала согласно требованиям заказчика; обучение сотрудников навыкам и умениям эффективных бизнес-коммуникаций; консультирование руководителя; проведение различных тренингов; изучение восприятия имиджа фирмы и продукции различными целевыми аудиториями.
И в этом плане функции психолога пересекаются с деятельностью других профессионалов, работающих в компании.
При проведении исследований психолог работает в сотрудничестве с маркетологом, социологом, начальником информационного отдела, менеджерами; при планировании и проведении тренингов - с руководителем, начальником по кадрам, заведующими различных отделов. Психолог, активно работающий в организации, -это интегрированный специалист. И я бы в какой-то степени сравнил его с компьютером: если его нет, то вроде бы он и не нужен, а если он есть, то без него уже нельзя обойтись. Но не всем фирмам нужен психолог. И в данном случае более правильно он называется психотехнолог.
А каким фирмам он нужен?
Прежде всего, это быстрорастущие и большие компании, например, такие, как "Биолит". Быстрый рост фирмы вызывает психологические "болезни роста" у сотрудников, которые могут проявляться в переоценке своих возможностей и своего места в компании, ощущении внутренних конфликтов, расширении функциональных обязанностей. Именно в такие моменты востребованность психологической работы наиболее высока.
Расскажу о конкретных задачах психотехнолога.
Помогать разрешать конфликтные ситуации - только одна из задач профессионального психолога. Но гораздо более важные задачи - это помощь в развитии фирмы, взаимопонимание между сотрудниками различных отделов, с партнерами различных уровней и масштабов, понимание миссии компании в обществе. Генеральный директор Валентина Николаевна Буркова активно занималась поиском такого специалиста, так как возникло множество новых задач внутри компании и во взаимопонимании с партнерами. Так что разрешение конфликтов - это только начальная точка деятельности психолога. Другая важная сторона -научить грамотно представлять продукцию компании. Тренинги с продукцией конкретного производителя стали необходимы в связи с расширением ассортимента продукции как самого производителя, так и компании-потребителя - АРГО. Хорошо если в компании АРГО потребители со стажем и уже хорошо знакомы с продукцией. А как быть новичкам или пришедшим в компанию недавно? Порой очень сложно вникать в мудреные латинские названия. А уж информации сколько о продукции - не знаешь с чего и начать! И здесь роль грамотного психотехнолога огромна. И не просто психотехнолога, а специалиста по конкретной продукции компании "Биолит".
И о том, какие тренинги уже про водятся и еще будут проводиться в компании "Биолит".
По договоренности с директором мы планируем разработать систему психологических тренингов. Начали с тренинга с врачами-консультантами "Выступление и предложение продукции", сейчас активно проводятся тренинги "Как продавать продукцию "Биолит". В последний раз занятия проводились с консультантами Компании АРГО в Москве, а затем - в Костроме. В процессе психологического тренинга мы на практике разбираем основные вопросы, с которыми сталкивается консультант в повседневном общении с клиентами: как вызвать заинтересованность в продукции "Биолита", понять ведущую потребность и грамотно предложить продукцию, как простимулировать решение о покупке и дальнейшем сотрудничестве, как эффективно работать с возражениями. Если же говорить о ближайших планах, то мы собираемся сделать небольшое пособие для консультантов Компании АРГО по психологическим аспектам продажи продукции ООО "Биолит".
Также в плане еще несколько тренингов - от публичного выступления (для работы с большими аудиториями) до командообразования (в контексте практической реализации любимого тоста аргонавтов - За дружбу между "ногами"!).
Как же проводятся тренинговые занятия и зачем они нужны?
Любой тренинг я начинаю с объяснения сущности самих занятий, которую очень хорошо передает китайская пословица: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, сделай это со мной - и я буду знать, как это делать, отойди - и я сделаю это сам". Обычные лекционные занятия отражены в первой или второй части данной пословицы, а тренинги - в третьей части. Действительно, если хочешь научиться что-то делать, то нужно это делать, и желательно под руководством опытного специалиста. Психологическое время тренинга предельно сжато: за два дня участники получают столько опыта взаимодействия с клиентами, сколько могли бы получить в реальной жизни за год или два. По форме занятия напоминают обычные упражнения или игры, но в каждом упражнении скрыт глубокий психологический смысл, так как они направлены на развитие и совершенствование умений и навыков работы с продукцией "Биолита". В тренингах я стараюсь учесть и уровень подготовки консультантов: если новички учатся "калибровать" клиента по ведущим потребностям и мотивам, то директора и директора-президенты оттачивают навыки работы с командой, навыки управления поведением и формирования мотивации.
И в заключение мое пожелание нашим партнерам - консультантам Компании АРГО.
Занимайтесь любимым делом в Компании АРГО, любите своих клиентов и спонсоров! Пусть ведущими мотивами вашей деятельности будут не "привычка" или "нужда", а "желание"! Удачи и счастья вам!
БАД к пище производства БИОЛИТ >>>
Средства наружного применения от БИОЛИТ >>>
Целебная косметика от БИОЛИТ >>>