Педагог-методист проекта творческого развития и поддержки семьи «Территория мечты», тифлопедагог высшей категории, дефектолог
Ксения Осадчая
Специалисты развивающего центра для детей «Территория мечты» убеждены: каждый ребенок особенный и каждая семья уникальна. У нас родители и дети чувствуют себя как дома.
В работе центра участвуют психологи, педагоги, дефектологи, родители и дети с разным уровнем психического и физического развития. Главная задача – помощь семьям в вопросах воспитания, разностороннего развития, налаживания контактов внутри семьи, социализация детей, адаптация к саду и школе, работа с детьми со сложностями в развитии.
В зависимости от ситуации специалисты центра подбирают для каждого ребёнка индивидуальную программу. Работа проводится сразу по нескольким направлениям как индивидуально, так и в группах. Это коррекционная гимнастика, массаж, игровая терапия, а также современные оригинальные методы и технологии, c использованием авторских методик.
Одной из таких инновационных программ является применение многоигольчатой разнометаллической аппликационной терапии.
В 2009 педагоги центра «Территория мечты» познакомились с врачом-рефлексотерапевтом высшей категории Николаем Григорьевичем Ляпко, изобретателем аппликаторов, президентом МПК «Ляпко».
Действие аппликаторов Ляпко основано на принципах традиционной поверхностной многоигольчатой акупунктуры.
Это уникальное устройство, базируется на давних оздоровительных традициях наших предков, сохранившихся на Алтае, в Индии, Китае, странах Средиземноморья, и предназначено для аппликаций на кожу. Оказывает противовоспалительное, обезболивающее, общетонизирующее действие, повышает иммунитет.
Устроен аппликатор Ляпко так: на резине медицинского назначения зафиксированы иглы из различных металлов, которые входят в состав игл для традиционной иглотерапии. Иглы заточены таким образом, чтобы исключить повреждение эпидермиса. Базовыми металлами являются железо и медь, которые частично покрываются другими металлами: железные иглы - никелем и цинком; медные - серебром.
Высокий лечебно-оздоровительный эффект аппликаторов Ляпко обусловлен выраженными рефлекторно-механическими, гальвано-электрическими свойствами. В результате активизируется деятельность нервной, сердечно-сосудистой, костной, пищеварительной и др. систем. Особенно выражены защитные (иммунологические) свойства.
Аппликаторы не имеют побочных эффектов и рекомендованы Министерством здравоохранения Украины к использованию в медицинской практике, защищены украинскими, российскими и международными патентами, сертифицированы в соответствии с мировыми стандартами качества. Методика лечения аппликаторами Ляпко включена в учебные пособия для студентов и преподавателей высших учебных заведений по физической реабилитации, физическому воспитанию, а также врачей и специалистов по спортивной медицине и кинезиотерапии.
Согласно методическим рекомендациям по применению аппликаторов Ляпко, в развивающие занятия были введены массажеры и аппликаторы с шагом 3.5 – 5,0 мм: «Краплинка», «Малыш», валик «Универсальный», аппликационные стельки.
Чтобы детям было интересно, придумали игровую мотивацию. Ведь именно игре детей не нужно учить, их не нужно заставлять играть. Они относятся к игре очень серьезно, щедро вкладывают в нее свои эмоции, чувства, переживания. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Главное – подсказать сюжет, скоординировать и организовать игру, помня, что здесь нет места принуждению.
Чтобы привести аппликаторы и массажеры в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями были подобраны соответствующие названия:
-
валик «Лицевой» или «Универсальный» стал называться «Ежиком»;
-
массажер «Фараон» – «Кошачьей лапкой»;
-
малый аппликатор «Краплинка» - «Маленькой Колючкой»;
-
аппликаторы «Стелька» - «Следами».
Такая игра является мостиком между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением, помогает формировать у него ассоциации, стимулирует развитие образных сравнений.
Восприятие аппликаторов детьми
На аппликаторы дети реагируют по-разному - или с большим принятием, или настороженно. Но интерес проявляют все.
Отслеживая взаимодействие с аппликаторами, мы научились делать выводы о степени напряжения в теле.
На гиперактивных детей аппликаторы действуют успокаивающе. 5–10 минутный массаж помогает концентрировать внимание. После массажа активность ребенка легко переключить в русло занятий.
Тревожные дети с большими телесными зажимами поначалу относятся к аппликаторам с опаской, поэтому знакомство с ними проходит в виде игры.
Педагог сначала показывает действие на себе, затем на игрушке, демонстрируя безопасность аппликаторов.
«Знакомство» сопровождается диалогом:
- Давай, Медвежонок, маленький Ежик сделает тебе массаж? Щекотно?
- Ой, мне приятно, - говорит Медвежонок.
После такой маленькой сценки с игрушками ребенок проявляет интерес и позволяет попробовать на себе массажные движения. Постепенно ребенок доверяется педагогу, открывается к телесному воздействию, у него исчезают страхи и неуверенность. Подобными прикосновениями, как взглядом и голосом, можно сказать: «Я тебя люблю», «Ты – молодец», «Я рядом», «Стоп».
На занятиях по игровой терапии, работа с телом наиболее важная часть, и первый контакт мы устанавливаем разными способами.
Опыт работы с детьми с аутичными состояниями показывает, что контакт можно получить при помощи телесного воздействия (например, яркий, прозрачный массажер «Кошачья лапка» - хороший помощник в этом).
- Топ-топ, кошка по спинке Илюши прошла. Илюша как бы не замечает, но спину подставляет.
Этапы тактильной тренировки
Воздействие валиком «Лицевым» обычно мы начинаем с короткого, двухминутного массажа по тыльной и внутренней стороне руки, который сопровождается игровыми диалогами:
- Ежик побежал вверх, потом вниз по левой руке, потом по правой руке – вверх, вниз…
- Бегу, бегу, бегу – стоп! – говорит Ежик и ребенку приятно и интересно.
Такое речевой аккомпанемент массажа помогает ребенку почувствовать ритм, голос педагога звучит успокаивающе, легко запоминаются стихи:
- Ежик, Ежик – чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Давай покажу, где у ежика пиджак.
На руки одеваем, на спинку, на животик, а на шее - воротник.
(Массажируем названные части тела у ребенка).
Педагоги стараются учитывать интересы детей. Мальчики любят играть в машинки, поэтому валик часто «превращается» в трактор или асфальтоукладчик и ремонтирует дорогу.
- Ж-ж-ж, ехала машина темным лесом за каким-то интересом, ж-ж-ж.
Важным аспектом любой игры является сказка.
Применяя аппликаторы Ляпко, педагоги центра «Территория мечты» рассказывают о них сказочные истории. Например:
Сказка о Маленькой Колючке
Жила была в своем маленьком квадратном домике Колючка. Она была робкая и почти не выходила. Ей очень хотелось с кем-нибудь подружиться, быть нужной. А звери говорили:
- Фу, какая ты колючая, не подходи близко. Если сделаешь нам больно, мы тебя прогоним!
И Маленькая Колючка сидела в домике и грустила.
Вдруг слышит:
- Спасите! На помощь! По-мо-ги-те! – это кричал Зайчик, за которым гналась лиса. Наша Колючка выскочила:
- Одевай меня на лапку! Я тебе помогу!
Тут и Лиса появилась:
- Все! Будет из тебя заячий суп! – и набросилась на Зайца.
А Заяц выставил лапку вперед:
- Стоп! Меня нельзя обижать!
Лиса схватила его за лапку, да как закричит:
- Ой-ой-ой! Так неправильно! Ты колешься, – и побежала на большой лесной совет жаловаться.
- Требую изгнать Колючку из леса! Она мне Зайца съесть не дала!
Стали все думать: « Колючка - хорошо, или плохо?»
- Хорошо, - сказал Еж, – мои колючки полезные, на них можно собирать грибы и яблоки.
- Плохо, - проворчал Волк, – если наступить – больно!
- Хорошо, - пробулькал Ерш, – мои колючки защитные, меня щука съесть не может!
- Хорошо, - прошептала Елка, – мои иголочки зимой не опадают! В них много здоровья.
- Хорошо, - сказал Человек, - Волшебные иголочки закаляют тело и дух!
- А как закаляться? – спросил Заяц. - Я хочу!
Тогда Маленькая Колючка предложила:
- Я буду приходить к тебе и помогать.
Во время сказки педагог показывает приемы самомассажа, начиная с «Краплинки» и переходя к валику «Универсальному» или «Лицевому».
Аппликатором «Краплинкой» делает легкие прижимы на ладошках, предплечьях, щечках (объясняя, чтобы щечки были румяные), лобике, височках, затылке (чтобы сказки лучше запоминались); ножках - по коленкам, голеням, стопам (чтобы ножки хорошо бегали по дорожке).
Валиками прокатывают животик, ручки, ладошки, ноги со стопами, начиная снизу вверх и обратно.
Методика применения аппликаторов и массажера «Фараон» на занятиях
На групповых занятиях с малышами (1.5 – 3 года) привычной и любимой стала заключительная часть развивающего занятия, когда педагог раздает массажеры «Фараон», а мамы и дети делают друг другу массаж под тихую и спокойную музыку, выполняя движения по часовой стрелке.
Такой опыт сближает, помогает расслабиться, а у педагога есть возможность корректировать технику массажа и его продолжительность, ориентируясь на заинтересованность ребенка.
Дети постарше делают массаж друг другу: массажируют спинку, животик, руки, ноги, волосистую часть головы.
Педагог контролирует безопасное применение «Фараона» и аппликаторов. Массажеры и аппликаторы достаются только на определенной части занятия и собираются в специальный ящик до следующего раза. В свободном доступе их нет.
Стельки «Скороход» используются как часть лабиринта, полосы препятствий, преодолевая которую ребята становятся более сильными, здоровыми, смелыми. Использование аппликационных стелек особенно важно, ведь именно на стопах находятся биологически активные точки проекции всех органов и систем.
Составными частями полосы препятствий могут быть последовательно разложенные аппликационные стельки, морская галька, шуршащая фольга, подушечки с крупами, веревочка на уровне колен детей (для перешагивания), обручи (для пролезания), таз с водой, полотенца.
При виде «Следов-стелек» сначала у дошкольников возникает множество сомнений и страх перед колючими препятствиями. Чтобы их преодолеть, педагог каждый раз придумывает интересную мотивацию (например, «Если мы хотим попасть в заколдованный лес и спасти принцессу, то нужно попробовать»).
У ребят появляется уважение к себе, гордость, когда они отваживаются постоять на аппликационных стельках (сначала в носках, потом босой ногой), потоптаться, пройти до конца полосы препятствий, спасти сказочного героя. От занятия к занятию уверенность в своих силах растет, и «Волшебные следы» делают свое дело.
Систематическое применение аппликаторов «Ляпко» стимулирует тактильные рецепторы кожи ребенка, улучшает кровообращение и нервную проводимость. Воздействие на биологически активные точки, которых на теле более 1000, способствует восстановлению и нормализации функции всех органов и систем. Аппликационная терапия оказывает благотворное влияние на физическое, эмоциональное и психическое состояние организма ребенка.