В 1887 г. шведские ученые решили достичь Северного полюса на воздушном шаре. Экспедиция пропала, и ее следы были обнаружены только через 33 года. Оказалось, что воздушный шар потерпел крушение уже спустя три дня после старта, но люди остались живы, и погибли примерно через 3 месяца. Ученые вели дневник, из которого стало известно, что первое время особых проблем они не испытывали. Удалось даже подстрелить белого медведя, мясом которого питались больше недели. Однако через некоторое время появились признаки какого-то заболевания. Первым умер начальник экспедиции (Соломон Август Андрэ), позже – Нильс Стриндберг. Дольше всех продержался механик Курт Френкель…
Останки героев и все, что нашли в лагере (доски, обрывки оболочки шара, рваную шкуру медведя) перевезли в один из музеев Швеции. Тайна гибели воздухоплавателей оставалась неразгаданной еще 20 лет.
Только в 1937 г. датский исследователь Трайд, внимательно изучая дневники экспедиции, обратил внимание на симптомы заболевания, унесшего в могилу исследователей Арктики. Для того чтобы проверить свою гипотезу он изучил останки того самого белого медведя и в остатках мышечной ткани обнаружил личинки трихинелл.
Так, спустя пятьдесят три года была разгадана тайна гибели одной из первых экспедиций к Северному полюсу. Действительно, трудно ожидать от голодных, замерзших, чудом избежавших гибели при крушении, людей терпения, чтобы хорошо прожарить мясо убитого хищника. С первым куском медвежатины к ним пришла смерть…
Возбудителем трихинеллеза являются три вида трихинелл: Trichinella spiralis, Trichinella nativa и Trichinella nelsoni. Трихинеллы характеризуются своеобразным циклом развития, который проходят в одном хозяине. В половозрелой стадии они паразитируют в стенке кишечника, а в личиночной — в поперечно-полосатой мускулатуре, кроме мышцы сердца.
Развитие трихинелл является примером укороченного цикла, когда одна особь млекопитающего играет для них роль окончательного, а затем и промежуточного хозяина (постоянный паразитизм). В биологическом цикле выделяют стадии яйца, эмбриона, мигрирующей личинки, ювенильной личинки, инвазионной личинки и половозрелую стадию. Каждая стадия проходит развитие в разных условиях существования в хозяине.
Развитие личинок в половозрелых червей и паразитирование последних происходит непосредственно на кишечной стенке. Фаза кишечного трихинеллеза, как правило, проходит клинически незаметно. Длительность жизни половозрелых червей короткая по сравнению с личиночной стадией, что является полезным приспособлением гельминта. Удлинение срока жизни способствовало бы увеличению потомства, что могло бы привести к быстрой гибели хозяина и к затруднению передачи инвазии.
Хозяевами трихинелл служат преимущественно хищные млекопитающие, а также ластоногие, грызуны, некоторые насекомоядные, домашние и дикие свиньи. Инвазия зарегистрирована у 56 видов млекопитающих. Природные очаги встречаются на всех широтах земного шара и на всех континентах, кроме Австралии, и везде регистрируются вспышки трихинеллеза у людей от употребления мяса диких млекопитающих животных. Заболеваемость в России регистрируется практически повсеместно, преобладает заражение человека в очагах вследствие употребления неправильно термически обработанной свинины подворного убоя (более чем в 95% случаев).
От мяса диких животных (кабан, медведь, барсук) заражается не более 3%. Трихинеллез возникает преимущественно вспышками, охватывающими иногда большое число людей. В России территорией, неблагополучной по трихинеллезу, является Краснодарский край.
В странах ближнего зарубежья очаги зарегистрированы в Белоруссии, Литве, Молдове, правобережных областях Украины, Уральской области Казахстана. Инкубационный период при трихинеллезе человека чаще продолжается от 10 до 25 дней. Уже с первых дней болезни отмечается плохое самочувствие, головная боль, повышение температуры, иногда до 39—400 C, отеки век и лица, эозинофилия крови.
Вскоре возникают мышечные боли, особенно часто в мышцах нижних конечностей. Часто появляются разнообразная сыпь, конъюнктивит, кровоизлияния в конъюнктиву. В остром периоде бывают бессонница, головные боли, галлюцинация, иногда депрессия. Боли в животе и диспептические расстройства наблюдаются не часто, поносы — редко. Полная клиническая картина развертывается в течение 2—4 дней.
Лихорадка бывает у большинства больных. Отеки век (и всего лица) в сочетании с конъюнктивитом являются одним из постоянных признаков трихинеллеза. Реже отмечаются отеки на руках и ногах. При легком и среднетяжелом течении болезни отеки держатся 1—3 недели. При осложненном трихинеллезе отеки, как и лихорадка, развиваются медленнее и достигают максимума в более поздние сроки. Мышечные боли встречаются у подавляющего числа больных и появляются спустя 1—3 и больше дней от начала болезни.
Сначала появляются боли в мышцах нижних конечностей, затем в других группах мышц - ягодичных, спины, живота, рук, шеи, жевательных, языка, глотки. При тяжелом течении трихинеллеза могут появляться тяжелейшие миалгии с контрактурами. Для специалистов может быть интересным, что отмечается прямая зависимость между числом эозинофилов и степенью других клинических проявлений. Максимальное относительное количество эозинофильных лейкоцитов может достигать 80 % (чаще – 40-60 %). Эозинофилия до 10—15% может сохраняться в течение 2—3 месяцев и более после выздоровления. Клинические проявления достигают максимума к концу первой недели болезни и держатся в течение 1—3 недель. Мышечные боли и отеки могут периодически возобновляться. Иногда наступают рецидивы с подъемом температуры. Осложнения. При интенсивной инвазии трихинеллез может осложняться (на 3—4-й, реже 5-й неделях заболевания) органными и системными поражениями. Чаще развиваются миокардит и пневмония, реже – менингоэнцефалит, поражения печени, почек, флебиты, тромбозы крупных сосудов.