Утверждаю
Начальник Управления Здравоохранения
г. Новосибирска
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Рициниол в реабилитации жителей Сибирского региона с заболеваниями лор-органов профессионального генеза
Сибирь является одним из крупных регионов территории Российской Федерации. Она простирается от Уральских гор до Дальневосточного региона, от Казахстана и Монголии – до Северного Ледовитого океана. Всего на территории Сибири проживает 16,3 % от общего количества населения России или более 24 млн. человек. Около 90 % природных ресурсов страны сосредоточено на территории Сибири. Регион остается по-прежнему ресурсодобывающей и перерабатывающей территорией России.
В результате интенсивного антропогенного воздействия на окружающую среду стала реальной угроза экологической безопасности и, соответственно, здоровью населения. Вклад предприятий теплоэнергетики в загрязнение атмосферного воздуха промышленных центров Сибири, где проживает примерно 70 % населения региона и потребляется значительная часть производимой энергии и топлива, достигает 70%. Доля угля в структуре потребления топлива достигает в Восточной Сибири 90%, Добиться высокой экологической чистоты расположенных в Сибири крупных угольных котельных, КЭС и ТЭЦ весьма непросто.
Особое место среди источников загрязнения окружающей среды занимает транспорт и свалки промышленных и бытовых отходов. Что касается транспорта, в частности автотранспорта, в ряде промышленных городов Сибири он является поставщиком 40% токсикантов – солей свинца, бенз(а)пирена, оксидов углерода, сажиканцерогенов, являющихся источниками различных заболеваний населения, в т.ч. и детей.
Дополнительной проблемой является двойной экологический прессинг на жителей крупных промышленных центров, работающих в условиях разнообразных неблагоприятных факторов. Не случайно профессиональные заболевания относятся к индикаторным формам экологической патологии. Значительный рост профессиональных заболеваний за последнее десятилетие по данным Областного центра профессиональной патологии подтверждает крайне неблагоприятную экологическую ситуацию в регионе.
Исходя из этого, приоритетом государственной политики должно быть сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений различных регионов РФ, в том числе и Сибирского региона. А задачами медицинских работников является профилактика и лечение эколого-обусловленных патологий.
Известно, что в условиях воздействия неблагоприяных вирусных, инфекционных, токсико-химических факторов на органы дыхания развиваются острые или хронические заболеваения носоглотки. При этом важным патогенетическим механизмом развития данной патологии является синдром высокой липопероксидации с выраженной блокадой антиоксидантной защиты и накоплением активных кислородных метаболитов, запускающих процессы перекисного окисления липидов. Следствием высокой липипероксидации является развитие системной мембранопатии с нарушением активности премембранных ферментов, нарушение процессов проницаемости, трансмембранного транспорта и формированием на этом фоне хронических суб- и атрофических заболеваний носоглотки.
В качестве модели высокого производственно-обусловленного эндотоксикоза были взяты больные хроническими профессиональными интоксикациями комплексом токсических веществ раздражающего типа с суб- и атрофическими ринофарингитами.
В связи с указанными патогенетическими механизмами формирования производственно-обусловленных заболеваний носоглотки основу программ эндоэкологической реабилитации должны составлять комплексные препараты, обладающие мембранопротекторными, антиокислительными и трофическими свойствами. С этих позиций существуют теоретические предпосылки для использования Рициниола в качестве дополнительного средства в программах реабилитации.
Рнциниол представляет собой натуральную эмульсию касторового масла ( oleum Ricini ), полученного из семян растения клещевины семейства молочайных ( Euphorbiaceae ). Химический состав Рициниола характеризуется высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот, а также витаминов и биологически активных веществ. Так, в расщепленном виде состав препарата представлен: 85% – мононенасыщенной рицинолевой кислотой, 12% – полиненасыщенными омега-6 (линолевой и линоленовой) кислотами, а также 3% – насыщенными жирными кислотами, преимущественно стеариновой.
Доказано, что ненасыщенные жирные кислоты занимают особое место в метаболических процессах, положительно влияют на иммунный статус, не оказывают супрессивного действия на пролиферативный ответ и продукцию антител (Лященко Ю.Н., Петухов В.В., 1999). Особый интерес представляют класс полиненасыщенных жирных кислот, которые не могут синтезироваться в организме, поэтому их относят к незаменимым. Омега - 6 жирные кислоты, в том числе входящие в состав Рициниола, являются предшественниками простаноидов и лейкотриенов, в связи с чем могут участвовать в регуляции воспалительных процессов.
Цель исследования
Оценить эффективность использования питательного комплекса растительного происхождения, обладающего противовоспалительными, мембранопротекторными и антиокислительными свойствами (Рициниол) и на этой основе оптимизировать лечение хронических суб- и атрофических ринофарингитов токсико-химического генеза.
Проведено контролируемое сравнительное исследование с использованием двойного «слепого» способа у больных с хроническими суб- и атрофическихми ринофарингитами от воздействия токсических веществ раздражающего характера в условиях химического производства.
Дизайн исследования
Опытные группы:
– группа № 1 : 26 больных хроническими суб- и атрофическими ринофарингитами от воздействия комплекса токсических веществ, пролеченных по стандартной схеме – унитиол 2,5 мл лимфотропно, энтеросорбент-СУМС 1г/кг массы тела/ в сутки, альфа-токоферол ацетат 300 мг в сутки. Курс лечения 20 дней.
– группа №2: 18 больных хроническими суб- и атрофическими ринофарингитами от воздействия комплекса токсических веществ, пролеченных по стандартной схеме – унитиол 2,5 мл лимфотропно, энтеросорбент-СУМС 1г/кг массы тела/ в сутки, альфа-токоферол ацетат 300 мг в сутки. Дополнительно инстиляции Рициниола (в теплом виде) в наружные носовые проходы 3 раза в день и смазывание слизистых оболочек глотки и зева Рициниолом (в теплом виде) 3 раза в день. Курс лечения 20 дней.
Клиническая характеристика больных
Группы 1, 2 составили больные хроническими профессиональными интоксикациями: маляры, рабочие лакокрасочных производств машиностроительных предприятий города Новосибирска. Стаж работы до первичной диагностики в опытной группе № 1 составил 19,8±1,3 года, в группе сравнения №3 18,7±1,2 года. Средний возраст 44,5±2,2 и 45,4±2,9 соответственно. Обследование проводилось на момент первичной диагностики или спустя 1–3 года после установления диагноза в послеконтактном периоде.
Клиническая картина хронических суб- и атрофических ринофарингитов токсического происхождения характеризовалась скудностью симптоматики, отсутствием выраженного воспалительного компонента, транзиторным характером рецидивов заболевания.
Данные объективного исследования больных хроническими суб- и атрофическими ринофарингитами от воздействия комплекса
- задняя риноскопия : носовые ходы широкие, слизистые носа сухие, истончены, бледные, визуализируются тонкие, сухие «корки», единичные нити слизи;
- фарингоскопия: слизистая задней стенки глотки сухая, «лакированная», истончена, просвечивают извитые сосуды, миндалины за дужками атрофированные.
Анализ жалоб, объективного, клинико-лабораторного состояния больных свидетельствует об исходной идентичности опытных групп (1,2). Таким образом, методом случайной выборки в исследование были отобраны в целом сопоставимые группы.
Критерии исключения из программы апробации:
1.Возраст старше 50 и моложе 30 лет.
2. Наличие острых или обострения сопутствующих хронических воспалительных заболеваний.
3. Исключение другой профессиональной патологии.
Критерии оценки эффективности:
1. Клинические (в баллах).
2. Задняя риноскопия.
3. Фарингоскопия.
4. Показатели активности свободно-радикального окисления лейкоцитов (хемилюминесценция лейкоцитов с использованием в качестве индуктора – зимозан на биохемилюминометре ХЛЛМ-007, Н. Новгород).
5. Показатели гуморального иммунитета (иммуноглобулины А, M , G ).
6. Наличие любых побочных явлений, появившихся на программе клинической апробации.
Полученные результаты и их обсуждение.
Анализ всех симптомов и показателей крови проводился еженедельно. В целом, в ходе терапии клиническое улучшение получено в обеих группах. Так, в субъективной симптоматике отмечено снижение жалоб общего характера в 1,2 группах. Вместе с тем, наибольший эффект, практически по всем симптомам, отмечен во 2-ой группе больных, дополнительно пролеченных Рициниолом (табл. 2). Так, получено уменьшение специфических жалоб (заложенность носа, сухость слизистых, «корки» в носу, периодические носовые кровотечения, затрудненной носовое дыхание, першение в носу, кашель со скудным отделением секрета, чувство «присутствия инородного предмета» в горле) в среднем в 1,9 раза (от 1,4 и до 3,4), достоверно относительно группы №1. Анализ показателей объективного статуса больного в динамике проводимого лечения показал улучшение в группе больных, получающих Рициниол. Так, по данным риноскопии отмечено исчезновение частичное или полное «корок», слизистые оболочки приобрели розовый цвет, появилась небольшая влажность и «блеск» слизистых. По данным фарингоскопии получено уменьшение сухости слизистых глотки.
Исследование процессов свободно-радикального окисления липидов по данным хемилюминесценции лейкоцитов (ХЛ) на биохемилюминометре «Биоавтоматика» (Н. Новгород) с использованием в качестве индуктора ХЛ-ответа нейтрофилов – зимозана. Проведенные клинические исследования показали положительное влияние предложенных схем терапии на состояние окислительного метаболизма лейкоцитов и продукцию ими активных метаболитов кислорода (АМК). Однако статистически достоверное, более выраженное снижение продукции АМК нейтрофилами получено у больных в группе №2 , пролеченных дополнительно Рициниолом.
Так, в группе №1 у больных, пролеченных стандартной схемой терапии, по данным хемилюминесцентного анализа отмечено снижение спонтанной и индуцированной продукции АМК нейтрофилами в 1,3 и 1,2 раза соответственно; во 2 группе больных, пролеченных дополнительно Рициниолом, показатели с-ХЛ и и-ХЛ нейтрофилов достоверно уменьшились относительно исходных данных в 1,6 и 1,4 раза соответственно, что, вероятно, связано с комплексом биоантиокислительных компонентов растительного происхождения, входящих в состав Рициниола и взаимопотенциирующих друг друга. При этом важно было оценить в динамике терапии реактивный потенциал нейтрофилов у больных хроническими ринофарингитами в условиях химического производства. Результаты свидетельствуют о повышении резервных возможностей лейкоцитов, что вероятно связано с мембранопротекторным действием растительного препарата «Рициниол».
Иммунная система является неотъемлемым компонентом защитных механизмов от воздействия разнообразных факторов, в том числе токсико-раздражающих. Изучение спектра иммуноглобулинов и ЦИК у больных хроническим суб- и атрофическим ринофарингитом при интоксикации комплексом токсических веществ раздражающего действия выявило улучшение показателей в сравниваемых группах. Однако более существенное повышение гуморального иммунитета отмечено у лиц, дополнительно пролеченных Рициниолом.
Изучение побочных явлений, выявленных у больных в группах 1,2 на программной реабилитации свидетельствует о безопасности использования Рициниола в программах реабилитации больных с хроническими заболеваниями носоглотки токсико-химического генеза.
Выводы
- Рициниол является безопасным, патогенетически обоснованным и высокоэффективным способом коррекции острых и хронических заболеваний носоглотки.
- Применение Рициниола у больных с хроническими суб- и атрофическими ринофарингитами профессионального генеза приводит к достоверному улучшению клинико-лабораторных показателей.
- Натуральный препарат «Рициниол», обладающий мембранопротекторными, противовоспалительными и трофическими свойствами, может быть широко использован в лечении больных с различными заболеваниями.
Ответственные исполнители программы: О.Н. Марцинкевич, к.м.н. О.Н Герасименко.
Научный руководитель программы: Заведующая кафедрой госпитальной терапии с курсом профессиональных болезней и гематологии НГМА, Главный внештатный профпатолог г. Новосибирска, д.м.н., профессор Л.А. Шпагина.