Г. Новосибирск, Институт биоорганической химии СО РАН, заведующая лабораторией молекулярной вирусологии д.б.н. О.В. Морозова.
Определение свойств 10%, 1% и 0,1% суспензий «рициниола» проведено на 3 перевиваемых монослойных культурах клеток: Hela (эпителиальные клетки гортани), RH (почки человека) и MDCK ( Madin Darby canine kidney – клетки почки собаки). Показаны цитотоксические свойства всех исследованных суспензий «рициниола». После 16–24 часовой инкубации клетки становились гранулированными, приобретали округлую форму, теряли способность прикрепляться к пластику и отслаивались многоклеточными конгломератами. Многократные отмывки исследованных эукариотических клеток, как оставшихся прикреплёнными, так и суспендированных в культуральной жидкости, фосфатным буфером или раствором Хэнкса не восстанавливали жизнеспособности клеток.
Для клеток RH предельная токсическая концентрация «рициниола» в культуральной жидкости RPMI составляла 0,01%. При этом контрольные интактные клетки или в присутствии 10,1 и 0,1% суспензий касторового масла оставались жизнеспособными в течение всего периода наблюдений.
Вывод:
Показаны цитотоксические свойства суспензий «рициниола» (10%, 1% и 0,1%). После 16–24 часовой инкубации клетки становились гранулированными, приобретали округлую форму, теряли способность прикрепляться к пластику и отслаивались многоклеточными конгломератами. Многократные отмывки исследованных клеток, как оставшихся прикреплёнными, так и суспендированных в культуральной жидкости, не восстанавливали их жизнеспособности.
Контрольные интактные клетки (а также в присутствии 10,1 и 0,1% суспензий касторового масла) оставались жизнеспособными в течение всего периода наблюдений.
Зав. лабораторией молекулярной вирусологии
доктор биологических наук О.В. Морозова.