Владимир Васильевич УДУТ,
доктор медицинских наук, профессор,
зам. директора НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН.
...А начиналось все с лазера. Самый смелый врач, как известно, хирург. Более тридцати лет назад они начали эксперименты с лазерным лучом. Многое получалось не только «резать» и «прижигать». Оказавшийся «под рукой» низкоинтенсивный гелий-неоновый лазер, генерирующий видимый красный свет, был использован для воздействия на раны, трофические язвы, воспаленные швы и т.д.
Несмотря на то, что применялось воздействие по образу и подобию ультрафиолетового света (бактерицидной лампы), положительные эффекты не заставили себя долго ждать - раны, язвы стали быстрей заживать, приобретая не только видно и функции здоровой ткани.
Хирурги первыми предприняли попытку облучать лазером кровь пациентов при заражении крови. Знаменателен тот факт, что в кардиологии за один из вариантов лазерного облучения крови была даже получена Государственная премия.
Получалось, что в клиническую практику вошел метод-панацея. Парадоксальность ситуации усиливалась тем, что объяснение механизмов регистрируемых эффектов оставалось «за кадром». Полное и научно обоснованное представление о первичных акцепторах излучения фотона и последовательности запуска биологического ответа, к сожалению, отсутствовало.
Относительная новизна разрабатываемой проблемы явилась мотивом для начала наших работ в этом направлении. Конечно, еще помог случай - поисковая тема была поддержана Томским научным центром Сибирского отделения РАМН, ведущими специалистами Сибирского государственного медицинского университета, рядом институтов Академии наук и лабораторией лазерных технологий (г. Заречный, Свердловская область, одна из первых физических лабораторий, занимавшаяся космическими проблемами).
В наших исследованиях был этап ревизии устоявшихся взглядов на обязательность присутствия в действующем начале - световом потоке, которым пытаемся лечить, - характеристик именно лазерного луча, таких как монохроматичность и другие. С учетом того, что технологии подведения света к объекту воздействия изначально предопределяют потерю ряда характеристик, становится очевидной возможность использования в лечебных целях и нелазерных устройств.
В 1989, 1992 и 1995 годах запатентованы принципы использования широкополосных источников света в качестве инструмента, позволяющего получать искомые лечебные эффекты.
Несколько позже на рынке медицинской техники появились аппараты для фототерапии: поисковая научно-исследовательская работа нашла реальное практическое воплощение.
Очень жаль, что мы не встретили гораздо раньше разработчика и реализатора прибора на первых этапах его создания и очень хорошо, что нашелся человек (В.Н. Дирин, директор ЗАО МЭкЦ «Дюны»), который блестяще преодолел эту дистанцию «внедренческого» марафона.
Так началась наша совместная работа. Потом мы изучали действие конкретного прибора «Дюна-Т», разрабатывали научные и методические документы для пользователей, изучали и оценивали клинические эффекты его действия и так далее. При этом не отходили от своей цели - изучения механизмов.
Результатом совместных работ явился новый продукт - «Фотонная таблетка» - стимулятор желудочно-кишечного тракта - запатентованное, вошедшее в Реестр новой медицинской техники и разрешенное к клиническому применению автономное физиотерапевтическое устройство доставки световых потоков внутрь организма.
Так что же за механизмы позволяют этим устройствам лечить организм? Нами найдены тканевые субстраты, присутствующие в мембранах клеток, которые изменяют свое состояние при взаимодействии с фотоном красного излучения в результате фотофисических и темновых фотохими- 1еских процессов. Эти изменения позитивно сказываются на состоянии мембраны, увеличивают продолжительность ее активной жизни. Функции мембраны клетки, нарушенные в результате заболевания либо старения, восстанавливаются.
Это хорошо. Однако возникает вопрос: можно ли «насильно» заставлять клетку работать лучше, не нанесет ли это ей вред? На этот сакраментальный вопрос совсем недавно мы нашли ответ.
Дело в том, что максимум функций спектрального распределения Планка для фотонов солнечного излучения приходится именно на изучаемый нами диапазон красного света. Наше Солнце так уж устроено, что наибольшее число фотонов, им излучаемых, приходится на красный свет. А мы и появились и живем под Солнцем.
Дальше все стало еще проще. Найденные нами вещества реагируют именно на те фотоны, которых больше всего в солнечном свете. То есть красная часть солнечного света будет работать так же, как излучение от созданных приборов.
Еще одним весомым аргументом в пользу не только безопасности, но и целесообразности применения устройств для фототерапии, таких как «Дюна-Т», в лечении целого ряда заболеваний явилось то, что ткани человека для этого красного света наиболее прозрачны, а значит доступны для проникновения, и это устроено самой природой
Иными словами, лечиться светом нашего Солнца изначально определено природой и подготовлено эволюцией, а они ошибаются редко. Еще в древности люди на уровне инстинкта понимали благотворное воздействие света. А Гиппократ 2000 лет назад ввел в лексикон врачей слово «гелиотерапия».
А все-таки удивительное это лекарство - свет... Мы - дети Солнца, и природа не устает напоминать нам об этом.