Scientific research company “Pentalis” (Novosibirsk)
Стресс сегодня можно трактовать как «бич» современного общества. Его негативное влияние, распространяясь на самое активное и трудоспособное население, способствует развитию у него стресс-индуцированных заболеваний. Это и артериальная гипертензия, и язва желудка (двенадцатиперстной кишки), и иммунодефициты; а также предрасположенность к онкологическим, вирусным и инфекционным заболеваниям. Современный подход к превенции и терапии стресс-индуцированных заболеваний предусматривает широкое внедрение в практику ароматерапевтических методик, эффективность которых определена доказательной медициной. Включение в лечебно-оздоровительную деятельность здравпунктов промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений комплексных, патогенетически обоснованных аромапрограмм откроет совершенно новые перспективы относительно улучшения индивидуального здоровья и качества жизни молодого, трудоспособного контингента.
Глобализация вопросов, касающихся стресс-индуцированных патологий в общемедицинской практике, продиктована их ключевой ролью в инвалидизации, снижении продолжительности жизни и повышении риска внезапной смерти . Учитывая широкое распространение стрессовых ситуаций, их медико-социальные и экономические последствия, стресс сегодня можно трактовать как «бич» современного общества, бьющий по наиболее активной и трудоспособной части населения. А растущий в сложившейся ситуации интерес к изучению донозологических изменений и предикторов индуцированных стрессом заболеваний можно рассматривать как стремление к созданию научной базы для формирования и своевременного выявления групп риска по данной патологии и поиска патофизиологически обоснованных превентивно-оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение здоровья нации. Филогенетически сформированный механизм реагирования на внешнее стрессогенное воздействие хорошо изучен и согласуется с признанной сегодня психосоматической патогенетической концепцией. Ядром данной концепции является понятие о регулирующей нервной системе, определяющей гомеостаз и функциональное благополучие различных органов и систем. Поломки регулирующей системы ведут к снижению психофизиологической адаптации, и в ответ на стресс запускается каскад нейроэндокринных и иных процессов, часто имеющих негативные последствия. Так, согласно результатам Фремингемского исследования, повышенный выброс адреналина (и тахикардия) повышает потребность миокарда в кислороде; способствует прогрессированию атеросклероза и определяет рост частоты сердечно-сосудистых катастроф и внезапной смерти. Гиперреактивность симпатической нервной системы (СНС) посредством активации тромбоцитов и повышения вязкости крови способствует тромбозу венечных артерий. Повышенный симпатический тонус благоприятствует формированию гипертрофии левого желудочка [ 3 ], соответственно увеличивает вероятность возникновения желудочковых аритмий. Расстройство нейровегетативной регуляции сосудистого тонуса определяет высокую реактивность сосудистой стенки и нарушение функции эндотелия и ведет к повышенной вариабельности артериального давления, а соответственно современным представлениям именно с реактивностью сосудистой стенки связывают прогрессирование артериальной гипертензии (АГ). Особый интерес для практической медицины представляет стресс-индуцированная АГ («гипертония на рабочем месте» и «гипертония белого халата»). Преимущественное повышение систолического артериального давления и/или активация СНС при стресс-индуцированной АГ объясняет возрастание риска ее развития при состояниях, сопровождающихся активацией СНС (работа на холоде, табакокурение, злоупотребление алкоголем, прием симпатомиметиков), что рекомендуется принимать во внимание при планировании превентивно-оздоровительных мероприятий.
Расширение граней изучения стресс-индуцированной патологии позволило в последние годы подчеркнуть значимость пролонгированных стрессирующих воздействий в формировании таких психосоматических заболеваний, как язва желудка и двенадцатиперстной кишки; иммунодефицит; а также предрасположенность к онкологическим, вирусным, инфекционным заболеваниям. Научные изыскания последних лет позволили сформулировать положение о важной патогенетической роли психологических параметров – повышенного уровня ситуативной и личностной тревожности, сниженной стрессоустойчивости на примере язвенной болезни 12-перстной кишки [8]. В итоге, на основании многолетних научно-исследовательских изысканий, была сформулирована современная парадигма профилактики стресс-индуцированных заболеваний, ориентированная не только на восстановление регулирующей роли нервной системы; купирование длительного психоэмоционального напряжения и устранение имеющихся органосистемных нарушений, но и на коррекцию высокой личностной тревоги и улучшение психофизиологической адаптации. Подобный подход обусловлен пониманием того, что избыточная тревожность является первым и облигатным признаком любого психоэмоционального стресса и предствляет собой пусковой момент в формировании тяжелого, осложненного и рецидивного течения широко распространенных, социально и экономически значимых стресс-индуцированных заболеваний. Как известно, эффективность оптимизирующих функциональное состояние организма воздействий зависит от их комплексности и продолжительности [7, 9]. Комплексное воздействие усиливает интегративную деятельность мозга, а пролонгированное – пластичность ЦНС.
Сегодня мы имеем возможность интегрального запуска обоих механизмов, что обеспечивает более эффективную психофизиологическую адаптацию. Это достигается использованием ароматерапии в качестве компоненты лечебного, превентивного и реабилитационного воздействия [2, 6, 11, 12]. В 2003 году Центальным клиническим санаторием им. Ф. Э. Дзержинского была разработана «методика восстановления вегетативной регуляции сердечного ритма при тревожности» [1]. Ее суть сводится к последовательному ароматерапевтическому воздействию через индивидуальные ингаляторы по методу Спилбергера-Ханина эфирных масел эвкалипта, укропа, лаванды и гвоздики (10 процедур по 30 мин). На основании полученных позитивных изменений вегетососудистой регуляции, снижения уровня тревожности и частоты сердечных сокращений (наблюдавшихся на 5–6-й неделе и сохраняющихся до 8-ми и более недель) пролонгированные аромапроцедуры по представленной схеме были рекомендованы авторами для внедрения в санаторно-курортную практику не только для оптимизации психоэмоционального статуса, но и для коррекции хронотропной функции сердца при вегетативной дизрегуляции сердечного ритма по симпатическому или парасимпатическому типу.
Т. И. Невидимова и соавт. (2003) [4] предложили комплексную ароматерапевтическую экспресс-программу по предупреждению стресс-индуцированных психологических и нейроэндокринных изменений в группах риска. Курс часовых ингаляций № 5 ежедневно и массажа с эфирными маслами (в 1 сеанс распылялось эфирное масло или бергамота, или лаванды, или сосны из расчета 3 кап. на 50 м 3 площади при помощи УЗ аппарата «Эфа») снижал тревожность у высокотревожных, иными словами оказывал анксиолитическое действие. Индивидуализированный подход к выбору эфирных масел позволил аргументировать их разную терапевтическую ценность для контингента высоко- или низкотревожных. В частности, эфирное масло лаванды позволяет значимо снижать уровень кортизола у высокотревожных, не влияя на симпатическую регуляцию сердечной деятельности. Сосновое эфирное масло смещает регуляцию сердечной деятельности в сторону эйтонии или парасимпатической регуляции, уровень кортизола при этом существенно не меняется. Эфирное масло бергамота способствует снижению тревожности у высокотревожных на фоне нарастающей симпатикотонии и выраженного тонизирующего эффекта.
Реабилитационная помощь контингенту, подвергающемуся длительным стрессирующим нагрузкам (ликвидаторам последствий природных катаклизмов и техногенных катастроф, служащим правоохранительных органов и др.) осуществляется сегодня по программе коррекции психоэмоционального статуса, согласно методике Г. В. Лавреновой (2005). Данная программа, с успехом применяющаяся в санатории «Танып», основана на ингаляционном применении эфирного масла лаванды (2–3 капли в аромалампе, 20–30 мин, 3 раза в неделю 1 месяц) в комплексе с дието-, фито-, бальнеофизиотерапией, массажем и минимальной медикаментозной терапией. Являясь малозатратной, она, тем не менее, намного эффективней, чем традиционные медицинские технологии купирует астенические и депрессивные явления, инсомнические расстройства; снижает повышенную тревожность; повышает толерантность к стрессовым факторам [5].
Таким образом, сегодня доказательная медицина располагает многочисленными доказательствами эффективности ароматерапевтических методик в превенции и терапии стресс-индуцированных заболеваний.
При этом современный подход к разработке и внедрению комплексных патогенетически обоснованных аромапрограмм способствует созданию санаторно-курортного комплекса, отвечающего европейским стандартам. А включение тех же программ в работу здравпунктов промышленных предприятий, высших и средних учебных заведений обеспечивает преемственность реабилитационных этапов и открывает совершенно новые перспективы относительно улучшения индивидуального здоровья и качества жизни молодого, трудоспособного контингента.
Список литературы
- Быков А. Т. Ароматерапия в управлении вегетативной регуляцией ритма сердца / А. Т. Быков, Т. Н. Маляренко // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. Культуры : двухмесячный науч.-практич. журн. / МЗ РФ Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии. – 2003. – № 6. – С. 6–9.
- Гейхман Л. З. Аэрофитотерапия / Л. З. Гейхман. – Киев, 1986.
- Кобалава Ж. Д. Эволюция представлений о стресс-индуцированной артериальной гипертонии и применение антагонистов рецепторов ангиотензина II / Ж. Д. Кобалава, К. М. Гудков // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2002. – № 1. – С. 4 – 15.
- Невидимова Т. И. Роль сенсорных систем в формировании и терапии отклоняющегося поведения и иммунопатологии / Т. И. Невидимова [и др.] // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. – 2003. – № 1 (27). – С. 24–26.
- Низамова Э. И. Влияние данс- и ароматерапии на динамику ряда психологических параметров у больных язвенной болезнью, перенесших факторы боевого стресса / Э. И. Низамова, А. Р. Гильмутдинов, А. Ф. Кунафин // Вестн. восстанов. медицины. – 2007. – № 2 (20). – С. 70–72.
- Николаевский В. В. Растительные ароматические биорегуляторы / В. В. Николаевуский, В. И. Зинькович. – Симферополь, 1995.
- Новиков В. С. // Физиология человека. – 1996. – Т. 22, № 2. – С. 25–34.
- Пикулев Д. В. Особенности течения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у военнослужащих по призыву / Д. В. Пикулев // Гастро-2004 : материалы IX Славяно-Балтийского научного форума. – СПб., 2004. – С. 137–140.
- Пономаренко Г. Н., Скоромец А. А., Тышкевич Т. Г. // Современные технологии восстановительной медицины : тр. V Междунар. конф. – М., 2002. – С. 519–520.
- Ткаченко Б. И. Физиологические основы здоровья человека / Б. И. Ткаченко. – Архангельск : Изд-во Архангельского университета, 2004. – 567с. 11. Ching M . // Contemp . Nurse . – 1999. – Vol . 8, N 4. – P . 146–151. 12. Price Sh. Aromatherapy / Sh. Price, L, Price. – Edinburgh, 2002.
СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНАВ ЖУРНАЛЕ
«МЕДИЦИНА И ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ» (№5, 2008 г.).