Во всех учебных пособиях по керамике говорится о необходимых этапах подготовки глиняного сырья, направленных на увеличение его пластичности. Это промораживание, гноение в течение не менее года, выветривание и сушка материала. Без этого глиняная масса почти не пригодна к работе на круге, да и для тонкой лепки не может применяться.
Гончары, работающие индивидуально, и небольшие мастерские керамики не могут позволить себе такой длительный цикл подготовки глиняной массы. Именно этим, на наш взгляд, обусловлено слабое развитие этого вида творчества.
Появление препарата «Байкал ЭМ1» изменило наши представления о безысходной длительности одного из самых важных этапов приготовления глиняной массы – гноения.
Первые эксперименты мы начали с того, что в глиняный шликер (жидкую глину), добавили препарат в пропорции 1:100. Уже через неделю появился характерный болотный запах готовой глины, а ещё через неделю мы попробовали приготовить из этого шликера гончарную массу. Изначально в сыром виде глина имела белый цвет, после обработки препаратом она изменила цвет на иссиня – чёрный. При этом многократно увеличилась её пластичность. Глина не требовала такого тщательного переминания, как прежде. Увеличилась её жирность. При работе на гончарном круге стало возможным уменьшить количество добавляемой воды, что позволило, при всех прочих одинаковых условиях, выделывать изделия с гораздо меньшей толщиной стенки. Кроме того, стало возможным изготовление форм с меньшим радиусом кривизны, что заметно раскрепощает мастера в реализации творческих фантазий.
Изделия из глины стали меньше трескаться при ускоренной сушке и обжиге. Увеличение жирности и пластичности использовано при скульптурной лепке и при изготовлении музыкальных инструментов – окарин. Тембр этих музыкальных инструментов напрямую зависит от структуры материала. Чем тоньше структура, тем мягче тембр и громче звучание. Для изготовления окарин всегда использовали глину особого качества. Такой глины крайне мало в природе нашей полосы.
Обычная гончарная глина, обработанная препаратом «Байкал ЭМ1», становится полностью пригодной для изготовления окарин с чудным тембром звучания, что сразу было отмечено профессиональными музыкантами. В частности, этно – фолк группой «Разнотравие», г. Рыбинск. Дмитрий Кузнецов – мультиинструменалист и продюсер многих музыкальных проектов в России и за рубежом – использовал наши окарины для записи 4 музыкальных альбомов: «Глиняный ветер», «Америка», «Голубиная книга», «Китай».
Хочу отметить еще одну немаловажную область применения глины, обработанной «байкал ЭМ1», целительскую. Часто у нас просили глину именно для целительских целей – ее широко используют в качестве примочек, компрессов, как сорбент при желудочно-кишечных расстройствах, при лечении мокнущих язв и долго незаживающих ран. Глину применяли при обширном нейродермите, ожогахвторой степени, артритных болях суставов ног, при ушибах. Положительные результаты проявились и при застарелом грибковом заболевании ног у пожилой женщины. Через месяц ежедневного применения примочек грибковые проявления ушли с кожи ног, а через два месяца ногти, пораженные грибком, сменились чистыми. Все это дает основание предполагать, что применение глины, обработанной ЭМ-препаратом, должно быть расширено и в медицинских целях.
Благодарим за предоставленную информацию Загоруйко С.И. - директора регионального представительства НПО «АРГО ЭМ1» на Украине