Применение препаратов на основе пантов и крови оленей в народной медицине насчитывает более 2000 лет и известно в прошлом у многих народов мира. Однако наиболее широкое распространение оно получило эта отрасль народной медицины, и как культура поддержания здорового образа жизни она получила в Китае, странах Юго-Восточной Азии, на Тибете и, в меньшей степени у народов юга Сибири и Крайнего Севера. В Китае же с XII в. впервые с целью получения пантов и крови для приготовления лекарств начали одомашнивать оленей [Юдин, 1993].
Немногие средства народной медицины просуществовали десятки столетий, не теряя своей популярности, составляя в старину целую отрасль хозяйства на огромной территории, протянувшейся с востока на запад, от степей современного Казахстана до Японского моря, и с севера на юг - от Ледовитого Океана до южных морей. Эти факты говорят о высокой эффективности пантовых препаратов, подтвержденной многовековым опытом народной медицины. Врачи древнего Китая и Тибета считали, что панты увеличивают жизненную силу человека, укрепляют волю, способствуют росту зубов, отдаляют старость, растворяют камни в мочевом пузыре, излечивают гнойные нарывы в костях, умеряют вспыльчивость, «укрепляют мужские почки и яички при слабости». Они способствуют восстановлению мышечной силы при истощении и переутомлении, дают организму энергию, улучшают кровообращение, ускоряют заживление ран, усиливают половую потенцию.
К сожалению, неизвестно, сколько пантов производилось в Китае и прочих странах в древности, однако когда с середины XIX в. в нашей стране начали заниматься их промышленной заготовкой, экспорт этого сырья достигал значительных размеров. Так, с 1892 по 1907 гг. только через Онгудайскую таможню по Чуйскому тракту было вывезено их 1635 пудов, что приносило в среднем в год 35 тыс. золотых рублей. В первой половине прошлого века, особенно после создания пантокрина, производство пантов существенно увеличилось и в отдельные годы достигало 40 т и более. История сохранила также и имена пионеров пантового мараловодства на территории России. Ими стали в конце XIX века старообрядческие семьи братьев Фоминых и братьев Черновых на Алтае и С. Я. Поносов и М. И. Янковский на Дальнем Востоке [Юдин, 1993].
Несомненен приоритет России (СССР) в создании лекарственных препаратов на основе продуктов пантового мараловодства. Первым таким препаратом был пантокрин хуалукрин) - спиртовая вытяжка из пантов, созданная под руководством СМ. Павленко в 30-х гг. прошлого века. Тогда же была показана высокая эффективность пантокрина в качестве стимулятора работоспособности у спортсменов, при воспалительных гинекологических заболеваниях, болезнях нервной системы, климактерических и сексуальных нарушениях [Юдин, 1993; Иванов, Сошнянина, 1991].
С тех пор пантокрин завоевал огромную популярность в нашей стране и многие годы оставался одним из самых дефицитных лекарств. Кроме спиртовой вытяжки, из пантов были созданы пантокрин в таблетках и пантокрин для инъекций.
Создание пантокрина не сняло вопроса о разработке новых, более активных препаратов на основе продуктов пантового мараловодства. С одной стороны, химико-фармацевтические исследования процесса производства пантокрина показывали его несовершенство, с другой - опыт народной медицины и фармакологические исследования говорили, что наиболее ценной субстанцией пантов является заключенная в них кровь. Кровь оленей широко использовалась народной медициной Тибета, Китая и других стран. Предпринимались попытки создания лекарственного препарата из крови и в нашей стране. Впервые такая попытка была предпринята В. К. Новиковым в 1962 г. Однако сложности, возникающие в процессе заготовления и хранения крови, оказались при существующем в то время уровне технологии непреодолимым препятствием на пути создания подобного препарата [Иванов, Сошнянина, 1991; Юдин, 1993].
Попытки высушить кровь одним из известных способов либо были неосуществимы в условиях маральников, либо приводили к инактивации продукта. Если при консервации пантов кровь сохнет под защитой естественных биологических барьеров, препятствующих проникновению бактерий и резкому перегреву, то кровь, взятая из вены, оказывается практически «беззащитной». Кровь является крайне «ранимым» субстратом. Загрязнение микроорганизмами в процессе забора, сушка при повышенных температурах, даже незначительно превышающих температуру тела, хранение в замороженном состоянии с последующим оттаиванием лишают её главных биологических качеств.
В 1986 г. в НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН были начаты работы по созданию новых препаратов на основе крови и пантов оленей. В работе принимал участие ряд научно-исследовательских организаций СССР из Томска, Харькова, Алтайского Края, Москвы и Новосибирска. В 1996 г. в НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН - на основе технологии, созданной общими усилиями объединения мараловодов Алтая и НИИ высоких напряжений при ТПУ (г. Томск) - был разработан препарат, зарегистрированный как биологически активная добавка к пище «Пантогематоген сухой». В дальнейшем на основе субстанции «Пантогематогена сухого» был создан ряд лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище. Кроме этого, были разработаны методики проведения бальнеопроцедур, микроклизм и электрофореза в лечебных учреждениях [Методические рекомендации..., 1979; Юдин, 1993].
Несмотря на серьезные положительные результаты, наблюдавшиеся при применении пантокрина в нашей стране на протяжении 50 лет, западная медицина (европейская и американская) достаточно скептически относилась к этому препарату. Однако в конце прошлого века некоторые эксперты в области спорта стали связывать успехи российских и китайских спортсменов на престижных международных соревнованиях с применением пантокрина в процессе тренировок. Джон Абдо, эксперт в области фитнеса, побывав в институте физической культуры в Москве, сам убедился в эффективности применения этого продукта при тренировках атлетов. По его мнению, препараты пантов являются самыми эффективными и безопасными средствами повышения умственной и физической работоспособности на планете. Другой спортивный эксперт, Алекс Дуарте, считает, что препараты на основе продуктов пантового мараловодства являются наиболее приемлемой альтернативой применению анаболических стероидов в спорте [ Life Extension report , 1994; Life Extension Magazine , 1995]. Исследованиями ряда ученых в Канаде, США, Франции, Норвегии была также подтверждена высокая эффективность пантовых препаратов при заболеваниях костей и суставов, иммунодефицитных состояниях, малокровии, травмах, половых дисфункциях. В результате с 70-х гг. XX в. в ряде западных стран (Канада, США, Новая Зеландия, Австралия) стало интенсивно развиваться пантовое оленеводство, заготавливались панты и производились и разрабатывались собственные препараты. Стало меняться и отношение общества к лекарственным средствам и биологически активным добавкам к пище на основе пантов.
В апреле 2000 г. в Банфе (Канада) прошел первый международный симпозиум по пантовым препаратам « Antler Science and Products Technology».
На симпозиуме присутствовало 279 делегатов, представлявших 21 страну и все континенты. Доклады участников, выставки и другие материалы симпозиума показали, что продукты пантового оленеводства являются перспективным сырьем для разработок эффективных лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище [Goldberg E. D. et al., 2000; Kamen В., 2000]. Материалы симпозиума продемонстрировали, что многовековой опыт народной медицины не только востребован, но даже более необходим людям сегодня, чем в прошлом. Когда журналисты, присутствовавшие на симпозиуме, высказали одному из его участников сомнения в высокой эффективности пантовых препаратов как лечебных средств, тот ответил: «Один миллиард человек не может ошибаться!» Он имел в виду население Китая, где пантовые препараты и кровь широко применяются в целях лечения и профилактики многих заболеваний не одну тысячу лет.