Шушаков О.А., к.э.н., коммерческий директор ООО «Апифарм»
Процесс внедрения БАД состоит из нескольких последовательных этапов, основным содержанием которых является исследование и подтверждение заявленных свойств и эффектов, обеспечение высокого качества продукции, предоставление потребителю всеобъемлющей и достоверной информации. Поскольку речь идет о здоровье человека, важность постоянного и действенного контроля на каждом этапе очевидна. Эффективное управление взаимодействием всех участников процесса является одним из важных элементов такого контроля.
Взаимодействие научно-исследовательских и клинических учреждений и предприятия-изготовителя на этапе разработки и сертификации БАД.
В соответствии с требованиями качества, продукт питания должен соответствовать определенным органолептическим показателям, обладать заявленной пищевой ценностью и не представлять опасности для здоровья, тогда, как БАД, наряду с этим, должна обладать еще и соответствующей биологической активностью.
Такой подход к определению качества и безопасности БАД соответствует современным научным представлениям о роли данных продуктов в питании человека, которые лежат в основе существующей процедуры государственной регистрации БАД и действующих нормативных документов, касающихся определения эффективности, безопасности, пищевой ценности, требований к производству и обороту данного вида продукции.
С начала 2004 г. в обязательном порядке производится нормирование содержания компонентов, определяющих биологическую активность БАД. Является обязательным и подтверждение эффективности БАД в клинических исследованиях, проведенных в аккредитованных для этих целей научно-исследовательских организациях - профильных НИИ РАМН и медицинских академиях.
Вся продукция ООО «Апифарм», предназначенная к применению в качестве БАД, в обязательном порядке проходит процедуру оценки клинической эффективности.
Так, процесс разработки БАД на основе хитозана, «Каталитин» и «Хитолан», включал в себя этап оценки их клинической эффективности по влиянию на липидный обмен, проведенный на базе Центра коррекции эндокринно-обменных нарушений при ГУ НЦ КЭМ СО РАМН. Эти исследования позволили получить необходимый научный материал, который не только был использован при регистрации этих добавок, но и лег в основу разработки комбинированной схемы их применения «Каталитин + Хитолан + Аргосластин». Эффективность этой схемы была подтверждена дополнительными клиническими исследованиями.
БАД серии «Лептины» также успешно прошли клинические исследования на базе ГУ НЦ КЭМ СО РАМН, а исследования БАД «Лептопротект» проводились совместно ГУ НЦ КЭМ СО РАМН и ГУ ИКИ СО РАМН. Результаты исследований были впоследствии подтверждены Экспертными заключениями НИИ питания РАМН.
Активное сотрудничество с Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, осуществляющим экспертную оценку эффективности средств оздоровительного питания и регулярный мониторинг состояния производства и качества продукции на региональном рынке, предоставляет предприятию-изготовителю дополнительные возможности в организации системы контроля качества и ее развитии.
Существующий процесс государственной регистрации обеспечивает высокий уровень проверки соответствия реальных свойств БАД и состояния их производства государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Взаимодействие предприятия-изготовителя и потребительского общества на этапе включения БАД в прайс-лист.
В целях улучшения организации и управления внедрением новой продукции Российским потребительским обществом АРГО было принято «Положение об изменении прайс-листа», в соответствии с которым, включение новой продукции в прайс-лист состоит из двух этапов.
На первом этапе предприятие-изготовитель предоставляет макет или торговый образец продукции; описание продукции (состав, показания к применению, противопоказания, способ применения, форма выпуска, упаковка, срок годности); копии сертификатов; результаты клинических исследований, подтверждающих эффективность продукции; краткую справку об имеющихся на рынке аналогах и их сравнительную характеристику. При необходимости эти документы передаются научному консультанту потребительского общества для получения его заключения о целесообразности включения данной продукции в прайс-лист. В отдельных случаях может быть назначена дополнительная независимая экспертиза.
После изучения всех представленных материалов руководство потребительского общества принимает принципиальное решение о включении новой продукции в прайс-лист.
На втором этапе предприятие-изготовитель предъявляет торговый образец специалистам потребительского общества для получения их заключений о соответствии новой продукции требованиям законодательной и нормативно-технической базы, требованиям русского языка и современного торгового дизайна, а также требованиям складского учета, хранения и транспортировки.
После устранения всех замечаний новая продукция включается в прайс-лист.
Установленный в Российском потребительском обществе АРГО порядок позволяет предприятию-изготовителю оперативно вносить изменения в торговый образец и устранять выявленные недостатки. Принятие «Положения об изменении прайс-листа» поставило эффективную преграду на пути некачественной продукции к потребителю.
Взаимодействие научно-исследовательских учреждений, потребительского общества и предприятия-изготовителя БАД на этапе подготовки информационных материалов.
Основной целью совместной информационной деятельности потребительского общества и предприятия-изготовителя является всестороннее информирование потребителей о продукции, а также формирование позитивного отношения к ней и активизация спроса.
Предприятие-изготовитель в инициативном порядке подготавливает всю информацию о своей продукции, которая, по его мнению, необходима потребителю. В перечень печатной информационной продукции могут входить рекламные буклеты, плакаты и календари, научные и научно-популярные брошюры, сборники материалов научно-практических конференций и монографии, результаты клинических исследований, собственные периодические издания, а также статьи и фоторепортажи в периодических изданиях потребительского общества.
Подготовку научных и научно-популярных статей о продукции предприятие-изготовитель поручает своим научным консультантам, имеющим необходимый опыт, научные степени и звания, или привлекает для этого авторитетных специалистов из научных организаций. При необходимости предприятие-изготовитель может организовать проведение дополнительных исследований своей продукции в одном из профильных научно-исследовательских или клинических учреждений.
Кроме того, предприятие-изготовитель может заказать рекламные видеоролики и учебные видеофильмы о своей продукции, специальные компьютерные программы и презентации в рекламных агентствах и других фирмах, специализирующихся на их производстве.
Очень удобным средством информирования потребителя является web-сайт предприятия-изготовителя в ИНТЕРНЕТ, на страницах которого можно разместить практически всю имеющуюся информацию, постоянно дополняя ее новыми материалами. Активное сотрудничество с сайтами потребительского общества предоставляет изготовителю дополнительные возможности.
Так, взаимодействие официального сайта ООО «Апифарм» www.apifarm.ru с сайтом www.argo-center.ru, наиболее динамично развивающимся сайтом АРГО, позволило организовать общение с потребителями в режиме реального времени и оперативно сообщать о своих новинках и новостях.
Основные требования, предъявляемые потребительским обществом к информационным материалам предприятия-изготовителя, заключаются в следующем: информация должна быть полной и правдивой, любые утверждения о свойствах и качестве продукции должны основываться исключительно на результатах исследований лицензированных экспертных организаций.
Распространение информационных материалов без предварительного согласования с информационным отделом головного офиса потребительского общества не допускается. Предприятие-изготовитель обязано предоставить все материалы о своей продукции в электронном виде в информационный отдел, который делает рассылку для их согласования остальным предприятиям-изготовителям - партнерам потребительского общества. Эта информация должна быть проанализирована в течение недели. Если замечания не предоставлены в недельный срок, информация считается согласованной.
Взаимодействуя с Российским потребительским обществом АРГО, ООО «Апифарм» использует в своей работе весь спектр современных информационных технологий, включая и разнообразную печатную продукцию, и видеофильмы, и презентации, и компьютерные программы по индивидуальному подбору БАД, и ИНТЕРНЕТ.
Данная система подготовки и продвижения информации вполне удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям, а постоянная обратная связь потребителя и изготовителя позволяет осуществлять ее дальнейшее совершенствование.
Взаимодействие научно-исследовательских учреждений, потребительского общества и предприятия-изготовителя БАД во время подготовки и проведения научно-практических конференций и семинаров.
Участие в научных семинарах и региональных конференциях потребительского общества, а также проведение совместных научно-практических конференцией с участием научно-исследовательских учреждений, потребительского общества и предприятия-изготовителя является одним из самых эффективных способов информирования потребителя.
В качестве примера можно привести проведение в конце апреля 2005 г. научно-практических конференций «Применение БАД производства фирмы «Апифарм» в комплексном лечении алиментарного ожирения и эндоэкологической реабилитации» в Барнауле и Усть-Каменогорске. В конце декабря 2005 г. в тех же городах были проведены научно-практические конференции «Экологически обусловленная патология в общей структуре заболеваемости России. Вопросы применения БАД компании «Апифарм» в профилактике и комплексном лечении основных групп экологически обусловленных заболеваний».
Организация и проведение этих конференций представляет, на наш взгляд, определенный интерес.
Процесс подготовки начинается с согласования сроков проведения конференции с представителями потребительского общества в регионе. Для того, чтобы такое мероприятие прошло на высоком уровне это необходимо сделать не менее, чем за квартал.
В течение этого времени предприятие-изготовитель готовит доклады своих научных консультантов, договаривается об участии в конференции работников научно-исследовательских и клинических учреждений, а также организует и направляет работу по подготовке выступлений местных врачей.
Помимо устных докладов научными консультантами предприятия-изготовителя подготавливаются стендовые выступления авторитетных ученых и специалистов по проблемам, обсуждаемым на конференции.
Представители потребительского общества в этот период проводят работу по привлечению интереса населения к конференции, а также контролируют подготовку выступлений и сообщений местных врачей.
После проведения мероприятия научно-исследовательское учреждение, под эгидой которого оно проводилось, совместно с предприятием-изготовителем осуществляет публикацию материалов конференции.
В ходе проведения совместных научно-практических конференцией с участием научно-исследовательских учреждений, потребительского общества и предприятия-изготовителя, на наш взгляд, необходимо учитывать некоторые требования этического характера.
Так, в ходе выступлений научных консультантов не рекомендуется обсуждать качество и свойства продукции других предприятий-изготовителей – партнеров потребительского общества, если на это не получено их официального согласия. Также представителям предприятия-изготовителя не рекомендуется делать публичных или частных негативных заявлений в адрес продукции предприятий-изготовителей - партнеров потребительского общества.
Научная дискуссия предполагает откровенный обмен мнениями, который иногда может вылиться в жесткую полемику. Однако, учитывая тот факт, что основную аудиторию рассматриваемого вида мероприятий составляют не специалисты, а обычные потребители, не имеющие медицинского образования, мы считаем, что эту полемику можно и нужно оставлять за рамками таких конференций.
Взаимодействие потребительского общества и предприятия-изготовителя БАД с местными средствами массовой информации.
Руководители местных информационных центров Российского потребительского общества АРГО до последнего времени, к сожалению, не уделяли соответствующего внимания развитию собственной информационной политики, считая это уделом информационного отдела головного офиса. Работа со СМИ велась слабо, хотя руководство общества неоднократно привлекало внимание лидеров местных структур к преимуществам и выгодам такого взаимодействия. На этом фоне хочется отметить усилия Омской структуры Российского потребительского общества АРГО, активно и целенаправленно работающей со СМИ.
Полагаем, что время для повсеместной организации такой работы уже подоспело. Информационный отдел головного офиса мог бы взять на себя обобщение опыта, имеющегося в регионах, а также разработку общих требований и типовых рекомендаций. Сотрудничество потребительского общества и предприятия-изготовителя при этом будет заключаться в своевременной разработке и предоставлении всех необходимых материалов информационному отделу общества для дальнейшей рассылки в регионы.
В заключение еще раз отметим, что взаимодействие научно-исследовательских и клинических учреждений, потребительского общества и предприятия-изготовителя БАД является сложным и разносторонним процессом, управление которым требует постоянных согласованных усилий всех его участников. Регламентирование и упорядочение технологий такого взаимодействия позволяет быстро и эффективно устранять препятствия на пути дальнейшего оздоровления нации.