("ИркутскийВестникАРГО", июль 2002 г.)
Андреенко Зоя
Директор-Президент, г. Иркутск
Успех в сетевом бизнесе напрямую зависит от того, насколько мы уверены в надежности этого бизнеса, в прочности и долговременности Компании, которую выбрали. В этом бизнесе единственное платежное средство — это наше время. И только тогда не страшно это время вкладывать в создание и развитие своей структуры, когда есть видение перспективы развития сетевого маркетинга вообще и в России, в частности, а также видение перспективы развития Компании АРГО.
Хотя этот многомиллионный бизнес имеет полувековую историю, на американском рынке серьезное принятие MLM можно отнести лишь к 1982-1987 гг. Это было время, когда многие американцы стали замечать, что время постоянной работы и относительно постоянных доходов, а также чувство материальной безопасности, которые гарантировали им крупные корпорации, уже прошло. Американцы поняли, что если они хотят сохранить достаточный жизненный уровень и повысить его. они должны искать что-то новое, нетрадиционное. И свой шанс они разглядели в уже существующих сетевых компаниях.
Процесс упрочения сетевого бизнеса и его принятия можно легко заметить, просматривая не только бизнес-прессу, но также прессу общего характера. Если в 70-х гг. любая информация о MLM -компаниях считалась журналистским табу, в 80-х стала появляться какая-то информация, в основном негативного характера. Позднее появилась добросовестная информация в СМИ, в ВУЗах, на разного типа курсах. В странах, считающихся более консервативными, — таких, как Англия, Германия, и др., MLM признали серьезно только в 90-е гг., и в это же время сетевой маркетинг стал появляться в России.
Американские деловые круги поняли, что все нападки на сетевой маркетинг — это потеря времени и денег. Сейчас все чаще известные крупные фирмы используют элементы сетевого маркетинга в своей работе. Эксперты и экономисты считают, что сетевой маркетинг все еще находится накануне большого взрыва. Когда же он, этот взрыв, наступит? Завтра, уже завтра. В ближайшие 3-5 лет. Так говорят эксперты. А мы с вами уже здесь. Нам действительно повезло, мы первопроходцы этого по-настоящему красивого, надежного и долговременного бизнеса.
А что же здесь, в России? Каковы перспективы и гарантии? Сетевой маркетинг появился у нас более 10 лет назад. Это были зарубежные компании — Гербалайф, Ньювейс и т. д. Естественно, то зерно упало на неподготовленную почву. И тот период — первую половину 90-х гг. — можно назвать периодом дикого бизнеса. Все мы помним, как усмехались, слыша о "Гербалайфе" и сетевом маркетинге. Если что-то и появлялось в прессе, то крайне скандальное. А по-другому и быть не могло, мы просто ничего не знали об этой индустрии.
Но все-таки те первые компании сделали свое дело — в России увидели огромные возможности сетевого маркетинга. Сначала разглядели его люди с предпринимательскими талантами, потом люди, казалось бы, обыкновенные, без талантов: учителя, врачи, бухгалтера. На самом деле у этих людей просто не было возможности раскрыть свои таланты. Вообще, неталантливых людей не бывает. Просто нужны время, место и какой-то толчок, катализатор, чтобы таланты у человека начали проявляться. Так вот, мы с вами и есть такие катализаторы.
У многих возникают сомнения: за рубежом-то — да, а приживется ли сетевой маркетинг в России? Я бы хотела привести фактические данные: на сегодняшний день в России действует около 100 сетевых компаний — и зарубежные, и российские. Но все более для граждан России становятся привлекательными именно российские компании. Я даже думаю, что выбирать импортную компанию недальновидно. И заранее приношу свои извинения, если кто-то со мной не согласен — ведь это моя точка зрения. Дело в том, что сетевой маркетинг, как и любой другой бизнес, зависит от многих вещей. Сейчас идет курс на защиту российского производителя. Вот введут новые акцизные ставки или поднимутся таможенные пошлины — и дистрибьютор зарубежной компании автоматически окажется в проигрышном положении.
В России сейчас уже можно получить диплом государственного образца Международной академии бизнеса: специальность — "менеджер организации", специализация — "менеджер сетевого бизнеса". Организуются межсетевые форумы. По мнению специалистов, в России сетевой маркетинг будет развиваться особенно динамично. Для этого существуют экономические и психологические предпосылки.
Начнем с экономики. В России, в отличие от развитых зарубежных стран, практически, за редким исключением, не существует альтернативных путей для получения устойчивого постоянного дохода. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что многие люди остались без работы, их профессиональные умения и навыки, которые кормили их много лет, оказались невостребованными в новых экономических условиях. Для того, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь, нужно переучиваться, приобретая другую специальность, а это совсем не так просто. Тем, кому очень повезло и они работают по своей специальности всю жизнь, приходится трудиться с величайшим напряжением. Например, все бухгалтера, насколько я знаю, "подхватывают" несколько работ.
Занятие традиционным бизнесом в нашей стране — дело очень сложное и неблагодарное, зачастую даже опасное. Существует возрастной ценз для устройства на работу. Посмотрите объявления: требуются работники до 35, 40 лет. А ученые утверждают, что именно после 40 лет человек способен наиболее продуктивно трудиться. Ведь дети выросли, появилось свободное время, опыт огромный, сил много. Куда же им? В сетевом же бизнесе любой человек — желанный партнер, независимо от возраста. Удовлетворение потребности в принадлежности к определенному сообществу — это также очень серьезная проблема в нашей стране. Поэтому все больше и больше людей будет обращаться к сетевому маркетингу.