О культуре питания, БАД и Компании АРГО

Для участия в работе научно-практической конференции компании ЮГ «Механизмы действия и особенности применения продукции на основе пантогематогена» были приглашены ученые, известные далеко за пределами Сибирского региона. В перерыве высокие гости ответили на несколько вопросов корреспондента «Вестника».

Валерий Михайлович Позняковский, директор НИИ биотехнологии и сертификации пищевых продуктов Кемеровского технологического института пищевой промышленности, д. б. н., профессор.

Из приветственного слова консультантам АРГО на открытии конференции:
…Алиментарные заболевания – те, которые напрямую связаны с недостаточностью питания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 50–55 % здоровья современного человека определяются образом его жизни, в том числе правильностью питания. И только остальные 45–50% зависят от экологии, наследственного фактора и других причин. Можно быть очень богатым и при этом очень больным человеком. Поэтому сегодня как никогда остро встает вопрос о качественном питании. В связи с этим хочу отметить громадную работу, которую проводят компании АРГО и ЮГ, и обратить внимание на то, какого высокого класса специалисты занимаются разработкой БАД.

А благодаря Вам, консультанты АРГО, продукт получает рекламу, обретает жизнь. Я с глубокой благодарностью отношусь к вам, людям, которые скрупулезно, не торопясь, знакомятся с полезной информацией, а затем грамотно доносят ее до потребителя.

– Валерий Михайлович, чем Вы можете объяснить тот факт, что в США и Японии, где самая высокая продолжительность жизни, БАД включают в рацион своего питания от 50 до 90 % населения, а у нас — только 2-3 %?
– Культура питания ­– неотъемлемая часть культуры человека, прививать которую нужно, начиная с детства. Сейчас в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности мы внедрили специальный курс для студентов пищевого профиля, который так и называется: «Гигиенические основы питания». Но это касается студентов, а нести культуру питания в массы предстоит консультантам. Ваша компания это делает, и делает хорошо.

– Каково отношение государства к БАД?
– Сегодня требования к производству и реализации БАД ужесточились. Думаю, в первую очередь это связано с появлением недобросовестных фирм, занимающихся не столько научными разработками, сколько мощной недобросовестной рекламой своих препаратов. Со стороны государства разработана целая система мер по контролю за производством и реализацией БАД, которая заканчивается включением продукта в российский реестр биологически активных добавок. Обязательным этапом регистрации БАД являются клинические испытания. Все эти меры, естественно, направлены на защиту потребителя.

Ваша Компания идет по верному пути, работая с целым рядом известных ученых, проводя различные школы, научные семинары для консультантов, где результаты серьезных клинических исследований специалист в доступной форме объясняет, «раскладывает по полочкам». Любой консультант и потребитель продукции может получить достоверную информацию. В связи с этим хочется отметить вашу информационную деятельность: радует то, сколько вы выпускаете информативных брошюр и буклетов, очень красочных и доступных по цене. Такая Компания заслуживает всяческого уважения и доверия покупателей.

Николай Иннокентьевич Суслов, главный научный сотрудник НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН, д. м. н., профессор.

– Николай Иннокентьевич, Вы занимаетесь в основном созданием и исследованием адаптогенов?
– В основном препаратами, которые влияют на психику, психотропными материалами. Если это не биологически активные добавки (а за 20 лет мы разработали 108 БАД), то это синтетические препараты: аксиолитики, транквилизаторы, психотропные средства. Наш институт работает над очень большим спектром препаратов и средств для ингаляции, сейчас идут исследования с ксеноном как средством для наркоза. В настоящий момент с Новосибирскими учеными-наркологами разрабатываем психотропный препарат на основе лития, с мощным эффектом.


– Какова роль БАД в питании?
– Я считаю, что биологически активные добавки к пище на основе пантогематогена необходимы в определенные моменты, человек может принимать их подобно пищевым продуктам. Только эти пищевые продукты обогащены активными веществами, они помогают быстрее приспособиться к чему-то, преодолеть критические состояния, сгладить неудобства, связанные с погодными условиями, в некоторых случаях помочь справиться с переутомлением. Особенно необходимо применение биологически активных добавок при занятиях спортом, людям, которые ведут малоподвижный образ жизни. Если вы очень быстро переходите от одного вида деятельности к другому, то можете нанести вред своему здоровью, если не защитите себя антиоксидантами, и лучше, если это будут не химические средства, а продукты, близкие к пищевым.

Наш ритм жизни требует таких нагрузок, какие без специальных средств коррекции пищевого характера, без ущерба здоровью не преодолеть. Значит, использование БАД просто необходимо, однако здесь есть и проблемы.
Первая. Производители часто недобросовестно относятся к производству БАД, и фактов таких на самом деле много. Вторая. У нас не сформирована культура употребления БАД. Она пока не вошла в нашу жизнь. Во многом недоработаны схемы. Деятельность таких Компаний, как АРГО, во многом способствует формированию правил, нормативов использования добавок и дает представление людям, что делать и как.

– В чем, на Ваш взгляд, принципиальные отличия БАД от лекарственных препаратов?
– Лекарственный препарат обладает очень мощным действием и, как правило, это действие сопряжено с большим количеством побочных эффектов. У мягко действующих лекарственных препаратов и биологически активных добавок граница, как в случае с адаптогенами, с антиоксидантами, на самом деле почти стерта. В некоторых случаях лекарственные препараты дают ряд побочных эффектов. Поэтому лечение лекарственными препаратами должно проходить достаточно кратковременно. Случилось – заболел человек, интенсивно проводится курс медикаментозного лечения, а вот на этапе восстановления очень важную роль могут играть биологически активные добавки, поскольку они способны корректировать многие состояния: и гипертонические реакции, и различные желудочно-кишечные расстройства. Многие БАД обладают мягким противовоспалительным действием, что вполне может быть использовано в комплексной терапии. Но пока это довольно новая отрасль. И, повторяю, культура применения БАД у нас не разработана.

Но самое интересное, что наша страна в разработке БАД вообще лидирует.
Идея использовать растения в качестве таких средств для постоянного поддержания здоровья у здорового человека принадлежит Израилю Исаакиевичу Брехману (Владивосток). Работая с элеутерококком, он высказал мысль, что элеутерококк – «лекарство для здоровых». И она была поддержана академиком Михаилом Андреевичем Медведевым. В 1974-75 гг. академик В. И. Покровский выдвинул концепцию о необходимости создания БАД. Приоритет нашей страны в этой области признают многие компании, например, фирма «Фарматон», которая занимается разработкой лекарственных средств из растений: они ссылаются на Брехмана и Медведева как на авторов идеи.

– Если наши ученые являются авторами БАД, как случилось, что на сегодняшний день в Америке и Японии гораздо больше людей, чем в России, принимает биологически активные добавки?
– Наше государство шло по несколько иному пути, концепция была очень политизирована. У нас пытались проводить массовое оздоровление прямо на предприятиях. И хотя научные наработки по БАД в 60-70-х гг. максимально проведены у нас, американцы сориентировались быстрее и наладили и производство, и распространение биодобавок.

– С чем легче работать – с фармпрепаратами или с БАД?
– Требования к БАД гораздо ниже. Это и ясно, ведь мы используем растительное и животное сырье, которое используется в пищу, имеет разрешение к применению, поэтому и не требует такой тщательной токсикологической экспертизы. Если же мы берем «синтетику» с мощным действием, то должны предусмотреть побочные эффекты, и нужно очень тщательно исследовать ее влияние на все органы. В БАД, если берется растительный препарат, который уже используется, подтверждается только основной эффект, а в токсикологии доказывается отсутствие грубых нарушений в течение 45 дней применения. Для лекарственных препаратов токсическую безопасность нужно подтверждать в течение 6 месяцев.

Пользуетесь ли Вы какими-то старинными народными рецептами или рецептами китайской медицины, когда начинаете составлять новые БАД?
– Китайскую медицину я изучаю только потому, что у нас завязалось сотрудничество с Институтом редких полезных животных в провинции Ляони. В Китае, надо сказать, очень развита культура применения биологически активных добавок. Некоторые направления у них достигли уровня США, но в области фармакологических исследований у китайских институтов не хватает мощности. Несмотря на то, что в Китае есть свой институт фармакологии, китайские коллеги признали наш научный авторитет в этой области и хотят воспользоваться нашими наработками.

Татьяна Ивановна Поспелова, директор Института терапии, заведующая кафедрой гематологии и трансфузиологии Новосибирской государственной медицинской академии, главный гематолог г. Новосибирска.

– Татьяна Ивановна, можно ли определить, где проходит граница между БАД и лекарственными препаратами?
– Очень часто эти границы стираются. Сегодня я представляла ферропан, содержащий сульфат железа. Фактически этот препарат лечебный, просто нужно довести до конца процедуру регистрации, поскольку мы провели ряд исследований, которые доказывают, что препарат действует не хуже, чем другие используемые в настоящее время лекарственные средства.

Безусловно, каждая биологически активная добавка, как и лекарственное вещество, требует проведения различных исследований. Сегодня очень четко показано, что эффективность любого лекарственного препарата и БАД должны быть исследованы с позиций доказательной медицины. Если проведены клинические испытания и на десятках, сотнях больных доказана эффективность, то этот препарат имеет право на существование.

– Насколько важна профилактика для предупреждения заболеваний крови?
– Очень важна. И для железодефицитных анемий – особенно. Это, пожалуй, единственное заболевание в гематологии, которое прекрасно корригируется с помощью препаратов на основе пантогематогена. Также в период реабилитации мы рекомендуем пользоваться дополнительными немедикаментозными препаратами. Действительно, был получен очень хороший эффект у пациентов, пролеченных по поводу заболеваний крови, которым через год была проведена восстановительная терапия.

Как часто вы посоветовали бы сдавать кровь, чтобы следить за состоянием своего здоровья?
– Основатель нашей отечественной гематологии, академик А. И. Воробьев, на московской конференции гематологов, с которой я только что вернулась, очень сожалел о том, что распалась система диспансеризации. Я бы настоятельно рекомендовала каждому человеку не менее одного раза в год сдавать кровь. Притом это необходимо для выявления не только железодефицитных анемий, но и многих-многих других заболеваний.

– Каково Ваше отношение к деятельности консультантов-неврачей?
– Все должно делаться грамотно и быть выверено. Чем мне нравится Компания АРГО? Она отличается серьезным научным подходом. Я довольно давно сотрудничаю с одним из производителей продукции АРГО – компанией ЮГ, и знаю, что любое средство, предлагаемое этой фирмой, сначала тщательно прорабатывается, затем проводятся клинические испытания. Это ведь очень важно, чтобы эффективность была доказана научно. А уровень ваших конференций, заинтересованность зала говорят о серьезном подходе аргонавтов к своему делу.

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела