Статьи о биологически активных добавках (БАД) к пище в СМИ: мнение специалиста

Ложкин И.Д., научный консультант ООО «Апифарм», к.м.н

Большинство публикаций о БАД в СМИ, на мой взгляд, можно разделить на две группы:

  1. Компромат, описывающий появление на рынке подделок, обнаружение в составе БАД опасных компонентов и т.п.
  2. Материалы заказного (сиречь рекламного) характера.

От публикаций в газетах и журналах и рекламы БАД по радио создается странное, почти шизофреническое, впечатление. С одной стороны, существует «черный» мир добавок, которые угрожают здоровью человека или, в лучшем случае, зазря выманивают у человека деньги, а с другой – чистый и солнечный мир чудо-продуктов, успешно решающих вопросы исцеления человечества от самых грозных заболеваний. Причем, если верить рекламе, то побеждены уже практически все существующие болезни, а сами добавки абсолютно безопасны и суперэффективны!

Возникает простой и естественный вопрос. Какой же длины очередь из авторов этих добавок выстроилась перед Нобелевским комитетом за соответствующей премией?

А также – а зачем тогда нужны лекарственные препараты, если все проблемы и так уже решены?!!

Кроме того, если верить СМИ, создается впечатление, что «черный» и «белый» миры БАД никак не пересекаются, дескать, это где-то там существуют опасные и неэффективные БАДы, ну, а мы-то имеем дело с абсолютно проверенной… панацеей! Вот так, не больше и не меньше.

Но будем реалистами. Нет ни «белого» ни «черного» мира БАД. Есть реальные производители с их стремлением к снижению себестоимости продукции в ущерб качеству, и есть оголтелая реклама, целью которой является продать как можно большее количество товара потребителю. Характерной чертой такой рекламы является стремление максимально расширить сферу применения любой БАД до размеров панацеи, чтобы охватить как можно больший сегмент рынка.

Правда критически настроенный и образованный потребитель не очень-то верит подобной рекламе.

Для этой категории людей выпускаются особые материалы, один из которых имеет смысл рассмотреть подробнее, так как он является ярким примером того, что я бы назвал неочевидной рекламой.

Так газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «Секрет полипилл» («МК» в Томске»,10-05-2006). Автор – Роман Григорьев, научный обозреватель газеты.

При этом следует отметить две характерные особенности данной статьи.

Во-первых, сам факт, что данная публикация исходит не от заинтересованного лица (т.е. производителя), а от газеты (тем более от научного обозревателя), должен вызвать у читателя доверие к ее содержанию. Во-вторых, патриотический настрой статьи.

Автор в популярной форме описывает достижения медицинской науки за рубежом в отношении БАД и задает вопрос «а чем мы хуже?», играя тем самым на патриотических чувствах читателя. И в конце всей этой прелюдии оказывается, что ничем! И у нас есть! Не оскудела земля русская биодобавками!

И далее идет собственно реклама, причем отечественная добавка преподносится как аналог зарубежной.

Для неспециалиста все опубликованное в статье выглядит вполне убедительно.

Но только для неспециалиста.

О чем вообще идет речь? Речь идет о разработке британских ученых – препарате «Полипилл», который прошел пилотные (т.е. предварительные) исследования на больных сердечно-сосудистой патологией и показал хорошие результаты. Состоит препарат из антигипертензивного компонента, аспирина и статина в невысоких дозах.

Далее автор вопрошает - а где можно купить данный препарат? И отвечает – нигде. После выпадов в адрес зарубежных фармацевтических фирм, которые не собираются выпускать такой препарат, поскольку якобы преследуют какие-то свои коммерческие интересы, автор оговаривается, что и британские кардиологи настороженно отнеслись к идее тотального применения «Полипилла» у кардиологических больных. В общем, сетует автор, дескать, пока там судят да рядят, российские граждане без «Полипилла» мрут как мухи!

Конечно, очень просто списать на консерватизм ученых и фармацевтов их скепсис относительно данного средства, но специалисту понятно, что основания для настороженного отношения к подобным препаратам имеются.

При этом основные возражения относятся к массовому применению статинов для снижения уровня холестерина. Статин – это блокатор ключевого фермента синтеза холестерина в организме, фермента с неудобопроизносимым названием гидроксиметилглутарилкоэнзим-А-зависимая редуктаза, сокращенно – ГМГ-КоА-редуктаза. Особенностью применения статинов, во-первых, является то, что их нужно принимать в довольно больших дозах и, однажды начав, принимать всю оставшуюся жизнь в связи с опасностью развития синдрома «отмены», при котором уровень холестерина может резко повыситься. Во-вторых, поскольку статины ингибируют многоступенчатый и чрезвычайно сложный процесс синтеза холестерина, то это весьма серьёзное вмешательство для клеток и вероятность ожидать отдаленные побочные эффекты не исключается. В третьих, в связи с высокой суточной дозой, весьма дорогостоящим получается курс лечения статинами для пациентов, что чрезвычайно важно (особенно для России).

Вот и представьте, многие ли больные ишемической болезнью сердца захотят становиться статиновыми наркоманами? Об этом в статье ни слова.

Зато (внимание!) автор, нагнав страху, заявляет: «Но выход из этого отчаянного положения у россиян есть. Во всяком случае, у тех, кто уже понял, что ждать централизованной "манны" от государства не стоит и о здоровье надо заботиться самому. И действовать! У нас давно уже есть свой отечественный вариант таблетки Полипилл - препарат Капилар. Запомните это название!»

Далее говорится, что препарат «Капиллар» воздействует на все три фактора риска развития инфаркта и инсульта, но при этом безопасен и не уступает по эффективности «Полипиллу». Какие же это факторы? Цитирую: «Во-первых, это повышенное артериальное давление. Во-вторых, излишняя склонность крови к образованию тромбов. И, наконец, избыток вредного холестерина, который ведет нас прямо к катастрофе, к закупорке сосудов».

Теперь факты.

«Капилар» является БАД, содержащей флавоноид дигидрокверцетин (он же таксифолин). Дигидрокверцетин является антиоксидантом и относится к группе веществ с витаминной активностью (витамин Р). Применяется в качестве вспомогательного противовоспалительного и антиоксидантного средства при заболеваниях дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы.

Препарат не влияет на уровень артериального давления, т.е. не влияет на первый фактор риска ишемической болезни сердца (ИБС).

Дигидрокверцетин прямо не влияет на свертывающую систему крови и тромбообразование, т.е. не влияет на второй фактор риска.

Дигидрокверцетин снижает уровень холестерина и угнетает процессы перекисного окисления липидов, т.е. может быть использован для профилактики атеросклероза. Подчеркиваю, для профилактики.

Таким образом, из 3-х перечисленных факторов риска «Капилар» может существенно влиять только на один – уровень холестерина и перекисное окисление липидов.

Также надо понимать, что для профилактики атеросклероза и его осложнений «Капилар» надо принимать всю жизнь – это еще один момент, о котором умалчивает автор статьи.

Значит ли это, что БАД «Капилар» – плохая добавка? Ни в коем случае. Это весьма полезный вспомогательный компонент лечения больных ишемической болезнью сердца, в том числе при перенесенном инфаркте миокарда, а также при перенесенном инсульте и других нарушениях мозгового кровообращения. Это витамин для тканей организма, находящихся в состоянии гипоксии и ишемии. Именно поэтому зарегистрировано несколько фармпрепаратов дигидрокверцетина, например, «Диквертин», что само по себе указывает на эффективность данного вещества как антиоксиданта.

В чем же погрешил автор статьи против истины?

В главном – он разрекламировал БАД «Капилар» как профилактическое средство при атеросклерозе, в то время как эта активность у добавки, так же как и у дигидрокверцетина, не доказана.

Во-вторых, не указал, что препараты дигидрокверцетина отнюдь не рассасывают атеросклеротические бляшки в сосудах, а могут только затормозить их развитие, поэтому с целью профилактики атеросклероза и его осложнений их надо принимать всю жизнь.

В-третьих, «Капилар» абсолютно не аналогичен «Полипилу», ни по эффектам, ни по механизмам, на которые воздействует.

В целом, анализируемая статья отличается избытком эмоций, театральностью, многочисленными искажениями фактов, в которых неспециалисту невозможно разобраться. Какова же цель такой публикации?

Вывод напрашивается сам собой: заставить всех людей приобретать препарат для пожизненной профилактики заболеваний, о которых еще не известно, возникнут они или нет у данного конкретного человека, причем человек практически лишен возможности убедиться в действенности или, наоборот, неэффективности этих профилактических мероприятий.

Пикантность ситуации состоит в том, что человека ведь при этом не травят фальсификатами, препарат действительно безопасен и может без риска для здоровья приниматься всю жизнь… его просто «раскручивают» на ненужную покупку! Или «разводят», говоря современным языком…

Ну, хорошо, скажет читатель, а как же сориентироваться, не будучи специалистом, в такой ситуации?

Я могу предложить Вам несколько простых советов. Во-первых, всегда помните, что БАД – это не лекарство. Во-вторых, обратите внимание на стиль рекламной информации – чем больше пафоса и богаче обещания, тем больше шансов, что реальный эффект не соответствует заявляемому. В-третьих, посоветуйтесь со своим лечащим врачом.

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела