Купить ЭМ-препараты в каталоге АРГО >>
Л. И. Домрачева, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Киров
В свое время интенсивная химизация сельского хозяйства была одной из основных причин "зеленой революции" в мире. Однако десятилетия применения высоких доз минеральных удобрений и ядохимикатов привели к тому, что сельское хозяйство вслед за промышленностью стало мощным фактором загрязнения окружающей среды. Поэтому всесторонняя экологизация процесса обучения студентов на агрономических факультетах - насущная задача наших дней. Огромные перспективы в этом отношении дает курс "микробиотехнология", впервые введенный на агрономическом факультете Вятской ГCXA при подготовке студентов по специальности "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции". В частности, одной из задач данного курса является глубокое изучение биопрепаратов, используемых в растениеводстве.
Взаимовыгодные отношения с микроорганизмами играют важную роль в жизни растений. За их счет обеспечивается минеральное питание, защита от патогенов, накопление азота в ризосфере, стимуляция роста. Прогресс в растениеводстве может быть достигнут путем создания и использования биопрепаратов на основе высокоэффективных штаммов. За счет использования подобных препаратов можно значительно снизить дозы применяемых минеральных удобрений, снизить или совсем отказаться от использования химических пестицидов.
Поэтому, на занятиях по микробиотехнологии подробно изучают морфологию, физиологию и биохимию микробов-азотфиксаторов, антагонистов, минерализаторов и сравнивают эффективность препаратов, приготовленных на их основе, таких, как триходермин, планриз, фитолавин, фосфоробактерин, нитрагин и другие.
В последнее десятилетие модным направлением во многих странах стало использование оригинальной микробиологической технологии, созданной в Японии и получившей название ЭМ (эффективные микроорганизмы) - технология. Эффективные микроорганизмы - коллективное обозначение крупной группы микроорганизмов, стимулирующих оздоровление почвы и восполнение ее плодородия.
В России ЭМ-технологии начали внедряться в 1998 г. и носят пока экспериментальный характер. Первый российский ЭМ-препарат получил название "Байкал ЭМ-1" и, согласно рекламе, содержит молочнокислые, фотосинтезирующие, азотфиксирующие бактерии и дрожжи, а также продукты жизнедеятельности данных организмов.
При испытании данного препарата на лабораторных занятиях и учебной практике по микробиотехнологии мы шли по классической схеме испытания биопрепаратов, которая используется в научно-исследовательской работе.
На первом этапе проходило микроскопическое изучение биосостава "Байкал ЭМ-1 с характеристикой отдельных групп микроорганизмов по литературным данным.
Затем были отобраны испытуемые растения, на которых данный препарат в условиях Кировской области, да и России в целом, никогда не применялся. Мы взяли для опытов семена 2-х сортов льна и семена астры.
Микровегетационный опыт в пластиковых контейнерах при постоянной влажности, температуре и 8-часовом искусственном освещении проводили по схеме: контроль (семена без обработки); обработка семян с последующим посевом; предварительная обработка семян с посевом через неделю; обработка почвы за неделю до посева.
В ходе микровегетационного опыта, который продолжался в течение месяца, студенты осуществляли систематический уход и наблюдения за растениями. При проведении данного опыта студенты не только овладели азами научно-исследовательской работы, но полученные ими результаты можно рекомендовать для практического использования растениеводам и садоводам.
Так, оптимальным для льна оказался вариант, при котором семена сеяли в почву, предварительно обработанную "Байкалом ЭМ-1". При этом всхожесть по сравнению с контролем повышалась для разных сортов льна от 18 до 35% средняя высота растений (что важно для лубоволокнистых культур) от 13 до 23%; увеличение сырой биомассы произошло в 2 раза
Еще более эффективным оказалось применение биоудобрения "Байкал ЭМ-1" для обработки семян астры, у которых высота и выживаемость по сравнению с контролем увеличилась почти в 2 раза. В дальнейшем эти астры участниками опыта были высажены около детской филармонии. Таким образом, введение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс, использование и испытание современных биопрепаратов не только повышают заинтересованность и ответственность студентов в выполняемой работе, но и способствует экологизации их мышления, а в дальнейшем, можно надеяться, и деятельности.
Л. Б. Попов, ПО "Киров-ЭТИМ", Киров