Жарко… Перед расплавленным мозгом стоит стратегическая задача - утолить жажду... Но чем бездумно прикладываться к крану, бутылке с цветной жижей или пивком, хорошо бы сперва притормозить и призадуматься. Не сыграет ли желанная влага злую шутку со мной, жаждущим? Разобраться с самыми распространенными способами борьбы с “врагом” решил “МК”.
А у нас в бутылке газ — это раз!
Знаете, чем лучше всего мыть чашки, в которых от многомесячного пития кофе стенки уже забыли о своем первоначальном цвете? Какой-нибудь газировкой известных марок, которые в изобилии предлагаются сейчас в любом магазине. Этот секрет поведал один из коллег, убедившийся в действенности рецепта на собственном опыте. Как-то в ходе празднования очередного дня рождения на работе они забыли про одну из таких чашек, наполненную газировкой. А утром, вылив из нее бурую жидкость, поразились прямо-таки первозданному блеску фарфора. Представляете теперь, что творится в наших желудках и прочих трактах организма?
Впрочем, без сладких напитков не обойтись. Но хотя бы по минимуму обезопасить себя все же надо. Специалисты рекомендуют после потребления бодрящей химии прополоскать рот. Чтобы уберечь зубы от разъедания кислотой. Под угрозой обострения язвенной болезни стоит избегать едких жидкостей и людям с повышенной кислотностью.
Но утолить жажду цветной водицей на самом деле нереально. Практически вся рекламируемая жидкость содержит немало сахара — в каждом стакане набирается в среднем на три куска рафинада. Если даже напиток сопровожден диетическим ярлычком light, то и в этом случае чудес ждать не приходится. Сахарозаменители способны только на вызов еще большей жажды.
Список недостатков газировки как жаждоутолителя этим не заканчивается. В ней в избытке сахар или его имитатор, зато минеральные соли и микроэлементы — в дефиците. А ведь жажда — это нехватка не только жидкости в организме, но и вышеназванных веществ. В общем, солевой и кислотно-щелочной баланс нарушен, питьевой центр мучается и страдает от неудовлетворенности.
Единственный компонент газировок (если не считать воды), действительно имеющий отношение к утолению жажды, — это лимонная кислота. Она устраняет алкалоз — ощелочивание организма. Но в чашке чая с лимоном эту благодетельную кислоту искать полезнее и эффективнее, чем в пластиковой бутылке.
А у нас водопровод! Вот
Население некоторых европейских стран, например Австрии и Швейцарии, преспокойно пьет воду из-под крана. Нашу же, российскую, водицу иностранцы не воспринимают даже как полуфабрикат для дальнейшей обработки — фильтрации или кипячения. Отправляются за живительной влагой в магазины.
Обидно, но дурная слава закрепилась за водой, которая течет из отечественных кранов, по заслугам. Она соответствует принятым в России стандартам качества только в крупных городах, и то не во всех. В целом по стране около 20 процентов проб, взятых из водопровода, не отвечают требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям. Самая некачественная водопроводная вода — в Северном, Дальневосточном и Калининградском регионах. В черный список специалистами включены Екатеринбург, Уфа, Пермь, Саратов.
Чаще всего H20 российского происхождения грешит повышенным содержанием железа: такую воду подает населению треть водопроводов страны. Этот недочет ведет к болезням крови, аллергическим реакциям. Иногда в избытке железа виновата природа. Но чаще — ржавые водопроводные трубы и традиционная российская неспособность их заменить.
Ржавой болезнью заражены даже подземные артерии столицы — более половины из них утратили герметичность. Вода, проходя по изношенным трубам, захватывает окалину, мутнеет, приобретает желтоватый оттенок. Чем дальше от очистной станции расположен дом, тем больше вероятность, что влагу его жители получат с содержанием железа сверх нормы. Кроме того, в водопровод могут попасть сточные воды, нефтепродукты и остальная грязь мегаполиса. Иногда остается только гадать, какой частью таблицы Менделеева “обогащается” московская вода по пути следования от очистного сооружения до крана. Плюс к тому она может долго застаиваться в подвалах, котельных, что тоже не идет на пользу… Самое обидное, что в столичные трубы поступает образцовая для России вода.
— Московскую водопроводную воду можно смело назвать качественной, — объяснил доктор химических наук Александр Ермаков. — По содержанию нитратов она даже лучше, чем зарубежная вода, которая продается в бутылях. Цветность, мутность и жесткость — вполне на мировом уровне.
Серьезный недостаток водопроводной жидкости, в том числе и столичной, — нехватка фтора, его примерно в пять раз меньше, чем положено. А это основная причина возникновения кариеса. У москвичей в возрасте 35—44 лет в среднем 16 зубов поражены этой болезнью, примерно семь из них врачам приходится удалять.
Задумка обогащать воду этим полезным во всех отношениях веществом была. Но от нее, к несчастью для наших зубов, отказались, предоставив это право нам самим.
— Фторирование на уровне централизованной системы водоснабжения дорого и не имеет особенного смысла, — объяснила Елена Севостьянова, ведущий научный сотрудник лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды. — На человека в среднем приходится 500 литров воды в день, из них он использует для питья и приготовления пищи всего три. Остальное, попросту говоря, идет в слив.
А вот в США 74% населения получает фторированную воду. И в этом американцам можно только позавидовать. По данным Всемирной организации здравоохранения, жевательные резинки помогают предотвратить кариес всего лишь на 2—3%. Самые лучшие пасты с фтором — на 20—30%. А фторирование воды в общей задаче защиты зубов занимает долю от 40 до 70%.
Вообще мы делимся на две категории. Первая водопроводную воду ни в грош не ставит и предпочитает ее тщательно очищать и обогащать, а лучше — использовать для питья магазинную. Вторая воде из-под крана доверяет и считает приверженцев бутылей снобами. Отделывается кипячением. Однако возбудителям, например, гепатита и туберкулеза эта процедура хоть бы хны. Чтобы изничтожить эту заразу, кипятить надо долго — желательно пару часов. Мало кто из нас способен на такой подвиг.
Санитарно-эпидемиологические нормы разделяют всю магазинную воду на две категории — первую и высшую. Более продвинутая вода — порождение не природы, а рук человека. Она представляет собой физиологически полноценный раствор, лучшее оружие для борьбы с жаждой. Производится это чудо на дорогущем оборудовании и простым смертным, увы, малодоступно. Наш удел — природная минеральная вода различной степени “лечебности” или обычная питьевая. Это, кстати, далеко не одно и то же. Минералку разливают в бутылки практически в первозданном виде, удаляя из воды только взвешенные вещества и, например, ионы железа (чтобы не отдавала желтизной). Питьевая же вода проходит целую систему водоподготовки. Вреда от нее организму никакого, но и пользы, в отличие от минералки, мало.
Где пиво — там и Родина
Жажду пивом, по мнению экспертов, заливать бессмысленно. Впрочем, как и всеми спиртосодержащими напитками. Алкоголь в любых дозах способствует выведению драгоценной воды из организма. Получается, вроде пьешь, а на самом деле обезвоживаешься.
В нормальных условиях “нектар из хмеля” (в разумных количествах) не повредит. Наоборот, повысит защитные силы организма. А вот тандем “жара и пиво” — это уже риск. Часто именно он становится причиной так называемой “летней тахикардии”. Ощущения не из приятных: сердце бешено колотится, возникают дурнота и слабость. О хронических больных и говорить нечего. Добивать утомленный солнцем организм пивом — дело рискованное. Врачи ставят нам своеобразный лимит на пенистое в жару — не более одной бутылки в день. Табу на распитие пива в бане известно всем. А ведь жара — это, по сути, аналог парной… В общем, правило “алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах” работает не всегда.
Пиво имеет вредную привычку “стареть” и, несмотря на все ухищрения пивоваров, неизбежно терять во вкусе. Поэтому лучше всего потреблять этот напиток в первые две недели его расфасованной жизни.
Квасной патриотизм
Исконно русское питье, которым утоляли жажду еще древние. Квас — хорошая альтернатива заморским газировкам, в отличие от них он препятствует размножению микробов, улучшает обмен веществ, благотворно влияет на сердечную деятельность. Все это, конечно, справедливо по отношению к настоящему квасу, а не к дистилляту цивилизации, коим является лимонад с квасным привкусом. Истинным может считаться лишь продукт, получившийся в результате брожения. В списке его ингредиентов обязательно должны присутствовать солод или концентрат квасного сусла и дрожжи. Не допускаются никакие подсластители вместо сахара.
Срок реализации настоящего кваса не может превышать 48 часов. В силу этого его теперь почти и не делают. Разве что в немногих ресторанах русской кухни могут им побаловать. Поэтому, рассматривая чуть ли не с лупой магазинные бутылки, натыкаемся на надпись мелким шрифтом — “квасной напиток”. Этот суррогат также может быть приготовлен на основе концентрата квасного сусла и иметь в составе ржаной солод. Однако продуктом брожения он не является и содержит кучу химии. Но даже у настоящего кваса есть один существенный недостаток. Он не особо подходит для распития в жару тем, кто хочет сохранить голову ясной, а память здравой.
— Квас, по сравнению с другими так называемыми безалкогольными напитками, содержит наибольшее количество алкоголя. От 1 до 2%. В жару проценты возрастают до 2—3, — рассказал директор НИИ здоровья, руководитель лаборатории токсикологии Национального научного центра наркологии Владимир Нужный. — Выпившего с ходу литр начинает слегка вести, возможна даже кратковременная сердечная аритмия… В этом смысле квас подобен пиву.
Что и из чего
Об особенностях национального хранения напитков рассказал “МК” эксперт рынка Владимир Гурьев:
— Существенный недостаток такой тары, как бутылка, — возможность, что напиток в ней может подвергаться негативному солнечному воздействию. С жидкостью в банке такого не происходит. Зато есть и недостаток — полимеры, покрывающие банку изнутри, способны влиять на вкус. Вообще, банка предназначена для длительного хранения. Что тоже, конечно, отражается на вкусе. Хуже всего напиток сохраняется в пластиковых бутылках. Пиво раньше начинает бродить, а из газировки быстрее улетучивается углекислый газ.
Одним словом, нет в этом мире ничего идеального. А пить все равно хочется…
Минералка и питьевая вода
Человек, пьющий водопроводную воду, за свою жизнь пропускает через организм до 300 кг химической грязи. Но и бутылочная вода не панацея. Здесь тоже важно не напороться на то, с чем боролся. То есть на водопровод. Ведь фальсифицировать минералку нетрудно: вода из-под крана плюс соль. Так называемая “чистая питьевая вода” без солей тоже может быть “добыта” из водопроводного источника. Происхождение жидкости определить довольно сложно. Универсальный совет — изучать этикетку. Номер скважины и указанный подземный источник подарят душе приверженца ПЭТ-бутылки хоть какую-то уверенность и спокойствие.
Московский Комсомолец от 01.07.2006