Калифорнийский Институт здоровья кожи, которым руководит широко известный среди практиков и теоретиков индустрии красоты США и Канады д-р Рудольф Веерганс, недавно провел исследование, в котором участвовали 453 косметические клиники из США, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии, Аргентины, Японии и других стран.
Исследование показало: число желающих тем или иным способом избавиться от целлюлита постоянно растет (в среднем плюс 8% ежегодно). Всего несколько десятилетий назад в развитых странах только каждая третья женщина после 30 лет жаловалась на целлюлит. К настоящему моменту эта проблема волнует почти каждую восьмую жительницу планеты старше… 15 лет! Д-р Веерганс занимается вопросами целлюлита уже более 38 лет и пришел к выводу, что целлюлит — надуманная проблема общества, перенасыщенного сверхсовременными технологиями в области косметологии.
Так называемый целлюлит
В отличие от эстетистов, многие врачи — эндокринологи, диетологи, терапевты, гинекологи — считают целлюлит лишь косметическим недостатком, не требующим, как правило, специального лечения. Отсюда и такие определения как «придуманная болезнь» (Nurnberger F, Muller G., 1978), «так называемый целлюлит» (Lotti T. et. al. 1990), «естественный процесс развития преимущественно женского организма», (Т. Королькова, МАПО, С.-Петербург, 2004). Говоря о целлюлите, часто необоснованно используют термин «липодистрофия», считает директор медицинского центра «Клиника Красоты», врач-физиотерапевт, к.м.н. Оксана Калинина (г. Иваново). С медицинской точки зрения, липодистрофия — это «тотальное или локальное поражение подкожной клетчатки с уменьшением (атрофическая форма) или увеличением (гипертрофическая форма) объема жировой ткани в пораженной области, вызванное разными причинами (постъиньекционная липодистрофия, болезненный липоматоз/болезнь Деркума, врожденная генерализованная липодистрофия и т. д.)».
В то же время некоторые специалисты считают термин «липодистрофия» наиболее корректным для определения патологического состояния подкожно-жировой клетчатки в ярко выраженной стадии (ямочки, бугры, хорошо заметные в расслабленном состоянии мышц). Профессор Татьяна Королькова предпочитает говорить о «геноидной липодистрофии», при которой, в частности, «активизируется функция фибробластов, возникает гипертрофия коллагеновых волокон и изменение внешних черт адипоцитов, постепенно начинают формироваться микроузлы в жировой клетчатке и затем — уже видимые глазом на поверхности кожи макроузлы».
Эстетисты, назначая клиентам комплекс антицеллюлитных процедур, иногда диагностируют «очаговое фиброзно-дистрофическое изменение подкожно-жировой клетчатки, внешне проявляющееся в виде апельсиновой корки». Медицине действительно известны случаи «очаговых доброкачественных гиперплазий жировой ткани» (А. И. Струков, В. В. Серов, Патологическая анатомия. — М.: Медицина, 1985, с. 46), однако надо думать, что интересующий нас целлюлит не имеет к ним отношения.
Таким образом, можно полагать, что термин «целлюлит», давно прижившийся в косметологии, неверен с точки зрения классической медицины, но в то же время наиболее лаконичен и удобен как для косметологов, так и их для их пациентов при определении проблемы — неэстетичной бугристой кожи. «Целлюлит — это слэнговое, принятое среди эстетистов слово для определения состояния кожи, покрывающей жировую прослойку, но не состояния самой жировой прослойки», — считает Сьюзан Ван Дайк, хирург, дерматокосметолог, директор клиники лазерной терапии в Чикаго (США).
Билет в один конец
Ольга Зайкина, к.м.н., ведущий научный сотрудник Института Иммунологии МЗ РФ, рассматривает процесс образования целлюлита на клеточном уровне. Речь, в частности, идет о том, что накопление и удаление жиров в адипоцитах регулируется через альфа– и бета-адренорецепторы, расположенные на клеточной мембране адипоцита. Активация альфа-рецепторов стимулирует синтез и накопление жира (липогенез), а бета-рецепторов — его расщепление (липолиз). Разрастание жировой ткани сильно зависит от соотношения в клетках альфа– и бета-рецепторов. Эксперименты на мышах выявили, что на фоне высоколипидной диеты (45% липидов, 35% углеводов, 20% белков) гиперплазия адипоцитов происходила у трансгенных мышей без бета-рецепторов и с экспрессированными альфа-рецепторами, но не происходила у мышей с бета-рецепторами (Valet P. et al., 2000). У женщин в наиболее вероятных местах появления целлюлита альфа-рецепторов в несколько раз больше, чем бета-рецепторов. Это объясняет тот факт, что гипертрофия адипоцитов возникает локально, в определенных областях тела. Максимальное количество альфа-рецепторов расположено в области живота. При избыточном поступлении калорий он первым получает свою долю жира и долго удерживает его. Кроме того, из-за нарушения проницаемости мембран адипоцитов жир оказывается «запертым» в клетках, причем клетка продолжает синтезировать липиды, а вот эффективно расщеплять их на глицерин и жирные кислоты и высвобождать уже не может, — даже когда организм в этом остро нуждается. В одной американской статье, посвященной проблемам целлюлита, эту ситуацию остроумно назвали one way ticket — билет в один конец: в клетку прибывают все новые и новые липиды, а обратного пути для них нет.
Итак, если суммировать некоторые результаты, то можно придти к выводу, что в основе развития целлюлита лежит накопление липидов (жиров) жировыми клетками (адипоцитами) на определенных участках тела и в определенном слое кожи — гиподерме, именуемой также подкожной жировой клетчаткой. При целлюлите, в отличие от ожирения, жир накапливается неравномерно, поэтому его признаки могут встречаться как у полных, так и у худых женщин. Изменения происходят не только в работе адипоцитов, но и в деятельности других клеток гиподермы — фибробластов: одновременно с накоплением жира происходит интенсивный синтез коллагена, разрастание и уплотнение фиброзной ткани, которая сдавливает дольки жировой ткани, в результате чего образуются плотные жировые капсулы. Часть их «выпячивается» в дерму, приподнимает базальную мембрану и эпидермис, а поверхность кожи приобретает характерный рельеф той самой апельсиновой корки. Можно сказать и по-другому: целлюлитные бугры на коже образуются потому, что септы «втягивают» кожу внутрь.
Целлюлит неизбежен?
По мнению ученых из Института атеросклероза РАЕН, целлюлит представляет собой возрастное нарушение обмена веществ в подкожно-жировой клетчатке. Наличие начальных стадий целлюлита означает, что в организме наступил дисбаланс — проблема, которая развивается изнутри, и лишь затем выходит наружу. Все это позволяет сделать следующее заключение: полностью избавиться от целлюлита и предотвратить его развитие нельзя, — этот процесс необратим (правда, остается надежда, что при определенных усилиях его можно сделать менее выраженным).
Профессор кафедры медицинской косметологии МАПО (С.-Петербург) Татьяна Королькова считает, что предрасполагающих факторов образования целлюлита столь много — «генетические, к которым относятся и пол, и раса, и огромное количество биотипов расположения жировых тканей, и несбалансированная диета, гиподинамия, плотная одежда, курение, алкоголь, сопутствующие заболевания, беременность, — что причина, вероятно, не в них». По мнению профессора, целлюлит — это естественный процесс развития преимущественно женского организма с его особенностями — работой эндокринной и иммунной систем, микроциркуляции, комплексом заболеваний, образом жизни. «Если в процессе дальнейшей работы я увижу, что это не так, я публично покаюсь, но сейчас мне кажется, что это совершенно естественный процесс, проблема которого чрезмерно раздута на сегодняшний день». Однако поскольку желающих победить целлюлит становится все больше, косметологам «ничего не остается, как бороться с этим естественным процессом»…
Большинство косметологов считает целлюлит заболеванием подкожно-жировой клетчатки, а избавление от его проявлений — бугров, ямочек и т. д. — классифицирует как лечение. Строго говоря, в переводе с латыни cellulitus означает «гнойно-диффузное воспаление соединительной ткани». Однако в мировых словарях существует и слово cellulite, которое с большинства языков переводится как «бугристые жировые отложения на бедрах, животе и ягодицах». Таким образом, расхождение между косметическим и медицинским терминами, называющими совсем разные явления, не только порождает некоторую путаницу в умах потребителей салонных программ, но и нередко становится предметом научных дискуссий.
Известно, что строение подкожной жировой ткани у мужчин и женщин различно. Септы — соединительно-тканные перегородки, разделяющие жировую ткань на дольки, — у мужчин расположены иначе, нежели у женщин (см. схему). Кроме того, сами дольки у мужчин более мелкие, чем у женщин. Поэтому при увеличении объема жировых клеток рельеф кожи мужчин практически не меняется, в то время как у женщин по достижении периода половой зрелости возникают ямочки и бугорки. Известно, что только при накоплении определенного объема жировой ткани у девочки начинаются менструации, иначе ни будущая мать, ни ее плод не будут достаточно жизнеспособны. Это подтверждается фактом, хорошо известным диетологам, гинекологам и эндокринологам: анорексия — гипертрофическая потеря объема жировой и мышечной массы — часто сопровождается серьезными нарушениями менструального цикла. «Целлюлит начинается с локальной гипертрофии жировых клеток, возникающей в ответ на женские половые гормоны, поэтому он развивается с репродуктивно значимых зон (живот, бедра, ягодицы) и зависит от фазы менструального цикла, беременности и менопаузы». (S.B.Curri, E. Bombardelli, 1994). «Целлюлит — это разрастание жировых клеток в проблемных зонах под влиянием гормональных изменений во время полового созревания», — такое простое и «здоровое» толкование проблемы можно получить у отечественных подростковых терапевтов.
Многие зарубежные эстетисты считают, что целлюлит начинается с прибавки веса, которая влечет за собой последующее «разрастание жировых клеток подкожно-жировой клетчатки, сжатых поперечными фиброзными соединительными перегородками, что формирует на поверхности кожи бугры и ямочки» (www. cellulitetips.com). Нерациональное питание и недостаточную физическую активность называют в числе главных провокаторов целлюлита в любом возрасте. Сопутствующие процессу застой лимфо– и кровотока, ослабление метаболизма превращают проблему в бедствие. А чем более тонкой и менее эластичной становится с возрастом кожа, тем уродливее выступают под ней неровности и бугры. Склерозирование фиброзных соединительно-тканных перегородок провоцирует нарастание метаболических изменений в соединительной ткани, ослабление функционирования фибробластов, гипертрофию коллагеновых волокон. Директор медицинского центра «Клиника Красоты», врач-физиотерапевт, к.м.н. Оксана Калинина (г. Иваново) имеет следующий взгляд на проблему: «Наличие апельсиновой корки напрямую зависит от состояния эластических и коллагеновых волокон. Снижение с возрастом количества эластина и деградация коллагена, а соответственно, ухудшение тургора и эластичности тканей — это нормальные проявления процесса старения. Появление апельсиновой корки в молодости свидетельствует о заболевании, которое специалисты называют ожирением. По морфологической типологии ожирение бывает двух видов: генерализованное и местное. Генерализованное ожирение — это равномерное увеличение количества жировой ткани. Местный тип ожирения связан с большим отложением жировой ткани в некоторых частях тела. Что же касается морфологии кожи в местах апельсиновой корки при ожирении, то ее изменения, как правило, связаны с действием растягивающих сил (скорость увеличения объема подкожно-жировой клетчатки) и индивидуальной реактивностью кожи. Изменения кожи и подкожно-жировой клетчатки связаны либо с ожирением, либо с возрастными изменениями, либо с редким заболеванием, которое должны диагностировать и лечить врачи».
Источник http://www.ediet.ru