История целебных свойств шунгита, или, как его называли раньше, "аспидного камня", уходит в глубь веков. В явном виде эта история прослеживается с XVI века. Тогда прабабка Петра I царица Ксения, сосланная Борисом Годуновым на побережье Онеги, в построенный близ целебного источника Толвуйский монастырь, излечилась от бесплодия, благодаря чему смогла родить будущего монарха России - Михаила Романова.
С тех пор источник, вытекающий из-под черных глыб шунгита, выходящего здесь на поверхность, стал называться Царевниным источником. Местное население лечится его водой, по меньшей мере, последние полтысячи лет. Особой славой пользуется свойство толвуйской воды снимать похмелье, что, кстати, достаточно явно указывает на терапевтические свойства шунгитовых вод.
Сегодня в окрестностях села Толвуй разрабатывается единственное в мире Зажогинское промышленное месторождение шунгита, из которого, собственно, и делаются все шунгитовые продукты - от магических шунгитовых пирамидок до шунгитовой крошки для фильтров и минерализованной шунгитовой воды.
Совершенно очевидно, что именно семейное предание о чудесном источнике, его целебных свойствах и аспидном камне, дававшем воде особую силу, дошло и до Петра I. Поэтому достаточно очевидно, что, когда он в 1713 году давал указание на поиск лечебных вод вблизи своей новой столицы, он имел в виду именно аналоги толвуйского шунгитового источника. И уже через год подходящие источники были найдены близ Олонецких заводов, у болота Равдасуо, и не просто найдены, а и проверены на "работных людях" и заболевших солдатах, благо недостатка в тяжелых больных и в те времена не было. Именно в этом месте Петр I и повелел начать обустройство первого российского курорта, названного «Марциальные воды». По мнению современных медиков, последние десять лет своей жизни Петр I, страдавший помимо эпилепсии болезнью почек, сумел прожить только благодаря лечению на "Марциальных водах" и употреблению воды, доставлявшейся к его столу в Петербург.
Солдаты времен Петра I в военных походах носили в заплечных ранцах «аспидный камень» и опускали их в котелки для обеззараживания питьевой воды и придания ей родниковой свежести.
Свое более позднее название « Шунгит » камень получил по названию села Шуньга , где черные сланцы минерала в большом количестве выходят на поверхность земли.
После Петра Великого «Марциальные воды» были надолго забыты по целому ряду причин. Во-первых, русские аристократы (как и сегодня, - "новые русские"), больные "европейничаньем", предпочитали лечиться и отдыхать не дома, а за рубежом, на модных курортах Франции, Швейцарии и Германии, чему способствовало и засилье в медицине немцев.
Во-вторых, в курортологии того времени бытовало мнение о том, что действующим началом минеральных вод являются неорганические соли, причем чем их больше, тем лучше. "Нет солей - нет лечебного эффекта", - считали ученые того времени.
Второе рождение "Марциальных вод" состоялось только во второй половине XX века. В 1950-х годах были проведены изыскательские работы и сделаны клинические пробы, полностью подтвердившие восторженные отзывы Петра I и его современников. Разведочное бурение показало, что "Марциальные воды" стоят на мощном пласте шунгита, через который и фильтруются воды местных целебных источников.
Последний, мощный всплеск интереса к этому уникальному минералу произошел в 90-х годах прошлого века после обнаружения в его составе фуллеренов, открытыми американскими учеными – теоретиками. За это открытие была вручена Нобелевская премия.
Курорт "Марциальные воды",
Церковь, построенная Петром I