Я.Б. Новосёлов - кандидат медицинских наук, врач высшей категории, главный эксперт ГУ НИИ питания РАМН, директор;
О.Д. Мальцева – пресс-секретарь.
Сибирский федеральный центр оздоровительного питания,
г. Новосибирск
Ни для кого не секрет, что сегодня отрасль оздоровительного питания находится практически в руинах. Население не только не стремится использовать БАД к пище, но и все больше отказывается от их применения. Из-за чего? Из-за “наглой и преступной” рекламы БАД, не имеющей ничего общего с их действительными, уникальными свойствами. Из-за низкого качества и медико-биологической ценности производимой и рекламируемой продукции. Из-за непонимания основ гигиены и неумения верно использовать средства гигиены питания, БАД к пище в частности, а значит, из-за отсутствия возможного результата их применения.
Массированная реклама продуктов оздоровительного питания, в том числе БАД к пище, с единственной целью - их реализации населению - заполонила рынок. Но даже такая активная, она уже не приносит результата и не вызывает былого доверия потенциальных потребителей. Сейчас население уже понимает, что наличие огромного количества умных и сложных слов, ссылки на “фантастический результат, выявленный в ходе клинических исследований”, - лишь камуфляж, маскирующий истинные цели – продать хоть что-то.
Согласно законам, действующим в Европе и США давно, а в России принятым относительно недавно (например, ФЗ №184 от 27 января 2002 года “О техническом регулировании”), ответственность за качество продукции целиком возлагается на ее производителя, поскольку в область обязательного государственного контроля входит оценка только стандартных критериев безопасности. Соответственно, вопрос более или менее высокого качества, медико-биологической ценности продукции в обязательном порядке не контролируется государством и остается возможностью рекламного ресурса распространителя либо производителя, который, естественно, заинтересован в сбыте своей продукции. Поэтому в настоящее время существует глобальная проблема подтверждения заявляемых производителями свойств, качеств, эффективности БАД к пище.
Нельзя рассматривать БАД к пище и СПП как сумму биологически активных веществ, входящих в их состав, и описывать свойства добавки, исходя из наличия компонентов. Эффект БАД к пище с растительным компонентом не обязательно объясняется свойствами одного или нескольких биологически активных веществ, входящих в состав средства оздоровительного питания. Данный феномен связан с их определенной комбинацией, приводящей не только к усилению эффектов отдельных веществ, но и к нивелированию или даже искажению эффекта. Магний и кальций нужны нашему организму, но если они находятся в одном флаконе, магний может выступать конкурентом кальция, блокируя усвоение последнего. Иными словами, наличие всех частей мозаики не гарантирует, что нужная картинка обязательно соберется.
Кроме того, состав конечного продукта (БАД, СПП) определяется условиями сбора, хранения и переработки исходного сырья. Из-за отличий в химическом составе БАД к пище на основе одинакового растительного сырья, но поставляемого разными фирмами-производителями, их эффективность и безопасность применения могут варьироваться.
Необходимо также понимать, что широко рекламируемые стандарты ISO, GMP и др. являются стандартами производства продукции, а не ее эффективности. Иными словами, в грязных валенках и ботинках по цехам никто не ходит - и это хорошо. Но вышеперечисленные стандарты качества производства никакого отношения к медико-биологической ценности (пользе) средств не имеют.
Противостоять “чёрному пиару” БАД к пище может только объективная, правдивая информация о свойствах и качествах продукта, основанная на специальной экспертизе, проведённой независимым от производителя и компетентным органом. Для этого в рамках национальной системы мониторинга качества пищевой продукции и сформирована Система добровольной сертификации пищевой продукции и БАД к пище Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”.
В соответствии с решением Научного Совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ №13/06-07, показатели и критерии оценки медико-биологической ценности пищевых продуктов (в т.ч. и БАД к пище) в процессе добровольной сертификации определяются в каждом конкретном случае согласно утвержденным методическим рекомендациям (Методические рекомендации №35/1 “Порядок осуществления оценки медико-биологической ценности пищевой продукции”, Новосибирск, 2008).
Производителю, подтвердившему действительную ценность своей продукции, выдается сертификат соответствия на продукцию, на индивидуальную упаковку наносится специальный маркировочный знак Системы “Здоровое питание – здоровье нации”, предоставляемый Центральным органом по сертификации Системы, изготовленный на основании лицензии Министерства финансов РФ, свидетельствующий о соответствии каждой партии продукции установленным требованиям.
Далее, при подтверждении своей медико-биологической пользы продукция (БАД к пище и др.) включается в “Методические рекомендации в области оздоровительного (функционального) питания”, в соответствующие этапы гигиены питания (реабилитация околоклеточного пространства, направленный катализ и поставка биологически активного сырья). Это также часть комплекса мероприятий Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации”.
Как уже говорилось выше, низкий уровень спроса на БАД объясняется отсутствием знаний у населения в области гигиены и гигиены питания в частности.
Позволим себе напомнить, что гигиена - это “…совокупность мер, обеспечивающих сохранение иммунитета, здоровья” (Д. Н. Ушаков, Толковый словарь русского языка). Учитывая структуру современных заболеваний и причины повышения уровня их роста, можно утверждать, что объективным, обоснованным и эффективным способом снижения уровня заболеваемости, улучшения здоровья в целом, является использование принципов гигиены, в том числе, гигиены питания.
Для того чтобы изменить ситуацию с потреблением БАД, необходимо понять, что их использование является всего лишь одним из многих факторов гигиены, безусловно, важным, но не имеющим смысла без применения остальных правил, принципов и методов гигиены. Только знание и соблюдение всего комплекса мер, предусмотренных гигиеной, гигиенический подход к здоровью могут эффективно изменить качество жизни человека.
Использование методов и средств гигиены направлено на устранение самой причины заболеваний и последствий ее действия. Задача же гигиены питания и средств, относящихся к ней, – нормализовывать (улучшать) функциональное состояние систем органов, разные виды обмена и т.д., восстанавливать возможность организма справляться с существующими нарушениями и не допускать возникновения новых.
С целью формирования и широкого внедрения основ гигиены, позволяющей эффективно и массово улучшить качество здоровья, жизни в России, благодаря усилиям ряда организаций и ведомств, в рамках Российской программы “Здоровое питание – здоровье нации” создана и реализуется концепция “Здоровье через гигиену”.
Данная концепция представляет собой интегральный, системный подход к оценке, сохранению и улучшению состояния здоровья, основанный на понимании причин его нарушений и влияния именно на причины, а не на следствия их воздействия. Она объединяет весь комплекс мероприятий и средств, ориентированных на восстановление способности организма самостоятельно бороться с неблагоприятными условиями внешней среды и с заболеваниями (как с неблагоприятным внутренним фактором).
Цель концепции – внедрение принципов и методов гигиены в образ жизни населения, возрождение системы гигиенического обучения; создание и развитие механизма реализации национальных приоритетов в области образования, санитарно-просветительской работы, а также системы массового контролируемого внедрения методов гигиены человека, соответствующих установленным стандартам.
Задачи концепции:
- дать необходимую информацию для формирования знаний о факторах, негативно влияющих на состояние нашего здоровья, о методах самоконтроля и саморегуляции здоровья;
- обеспечить массовое использование утвержденных методов, направленных на устранение основных причин заболеваний; ясное осознание пагубности рекламных заявлений производителей, распространителей “продукции для здоровья”;
- сформировать уполномоченные региональные группы аттестованных участников единой системы внедрения национальных приоритетов в области гигиены, ответственных за развитие концепции “Здоровье через гигиену” Российской программы “Здоровее питание – здоровье нации”.
На сегодняшний день более тысячи аттестованных полномочных представителей Российской программы “Здоровое питание–здоровье нации”, работающие по пропаганде концепции “Здоровье через гигиену”, формируют гигиеническое мировоззрение своих сограждан. И именно это способно обеспечить широкое применение БАД к пище в числе прочих средств гигиены.