Андреенко Зоя, Директор-Президент, г.Иркутск
Успех в сетевом бизнесе напрямую зависит от того, насколько мы уверены в надежности этого бизнеса, в прочности и долговременности компании, которую выбрали. В этом бизнесе единственное платежное средство — наше время. И только тогда не страшно это время вкладывать в создание и развитие своей структуры, когда у нас будет видение перспективы разви тия сетевого маркетинга вообще и в России, в частности, а также видение перспективы развития Компании АРГО.
Хотя этот многомиллионный бизнес имеет полувековую историю, но серьезное принятие MLM на американском рынке можно отнести к 1982-1987 гг. Это было время, когда многие американцы стали замечать, что вре мя постоянной работы, относительно постоянных доходов и чувство мате риальной безопасности, которые гарантировали им крупные корпорации, уже прошло. Американцы поняли, что, если они хотят сохранить достаточный жизненный уровень и повысить его, они должны искать что-то новое, нетрадиционное. И свой шанс они разглядели в уже существующих сетевых ком паниях.
Процесс упрочения сетевого бизнеса и его принятия можно легко проследить, не только просматривая бизнес-прессу, но также листая прессу общего характера. Если в 70-х годах любая информация о MLM -компаниях считалась журналистским табу, в 80-х стала появляться какая-то информация, в основном негативного характера, то позднее началась добросовест ная информация в СМИ, в ВУЗах, на разного типа курсах. В странах, счита ющихся более консервативными, таких как Англия, Германия, и др., MLM признали серьезно только в 90-е годы, и в эти же годы сетевой маркетинг стал появляться в России. Американские деловые круги поняли, что все нападки на сетевой маркетинг — это потеря времени и денег. Сейчас все чаще крупные известные фирмы используют элементы сетевого маркетинга в своей работе.
Эксперты и экономисты считают, что сетевой маркетинг все еще находится накануне большого взрыва. Когда же он, этот взрыв, наступит? Завтра, уже завтра — в ближайшие 3-5 лет. Так говорят эксперты. А мы с вами уже здесь. Нам действительно повезло, мы первопроходцы этого по-настоящему красивого, надежного и долговременного бизнеса.
Это там, за рубежом. А что же у нас, в России? Каковы у нас перс пективы и гарантии?
Сетевой маркетинг появился у нас более 10 лет назад. Это были зарубежные компании — Гербалайф, Ньювейс и т.д. Естественно, то зерно упало на неподготовленную почву. И тот период, в первой половине 90-х годов, можно назвать периодом «дикого бизнеса». Все мы помним, как усмехались, слыша о «Гербалайфе» и сетевом маркетинге. Если что-то и появлялось в прессе, то крайне скандальное. А по-другому и быть не могло, мы просто ничего не знали об этой индустрии. Но, все-таки, те первые компании сделали свое дело — в России увидели огромные возможности сетевого маркетинга. Сначала их разглядели люди с предпринимательскими талантами, потом — казалось бы, обыкновенные люди: учителя, врачи, бухгалтеры... Люди вроде бы без особых талантов. На самом деле, у них просто не было возможности раскрыть эти таланты. Вообще, неталантливых людей не бывает. Просто нужны время, место и какой-то толчок, чтобы у человека начали проявляться эти таланты. Так вот, мы с вами и есть такие катализаторы.
У многих возникают сомнения: за рубежом-то — да, а приживется ли сетевой маркетинг в России? Я бы хотела привести фактические данные: на сегодняшний день в России действует около 100 сетевых компаний — и зарубежных, и российских. Но все больше и больше считается, что для граж дан России привлекательны именно российские компании. Я даже думаю, что выбирать импортную компанию недальновидно. Я заранее приношу свои извинения, если кто-то не согласен с моей точкой зрения.
Сетевой маркетинг, как и любой другой бизнес, зависит от многих вещей. Сейчас идет курс на защиту российского производителя. Введут новые акцизные ставки или поднимутся таможенные пошлины — и дистрибьютор зарубежной компании автоматически окажется в проигрышном поло жении.
В России сейчас уже можно получить диплом государственного образца Международной академии бизнеса: специальность — «менеджер организации», специализация — «менеджер сетевого бизнеса». Организу ются межсетевые форумы. По мнению специалистов, в России сетевой маркетинг будет развиваться особенно динамично. Для этого существуют экономические и психологические предпосылки.
Начнем с экономики. В России этот вид бизнеса приобретает осо бую популярность именно потому, что в нашей стране, в отличие от разви тых зарубежных стран, практически не существует альтернативных путей для получения устойчивого, постоянного дохода. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что многие люди остались без работы — их про фессиональные умения и навыки, которые кормили их много лет, оказались невостребованными в новых экономических условиях. Для того, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь, нужно переучиваться, приобретая другую специальность, а это совсем не так просто. Тому, кому очень повезло, и он работает по своей специальности всю жизнь, приходится трудиться с вели чайшим напряжением. Например, все бухгалтеры, насколько я знаю, под хватывают несколько работ. Занятие традиционным бизнесом в нашей стра не — дело очень сложное и неблагодарное, зачастую даже опасное. Существует возрастной ценз для устройства на работу. Посмотрите объявления: требуются работники до 35-40 лет. А ученые утверждают, что именно после 40 лет человек способен наиболее продуктивно трудиться. Ведь дети вырос ли, появилось свободное время, опыт огромный, сил много. Куда же им? В сетевом же бизнесе любой человек, независимо от возраста — желанный партнер.
Удовлетворение потребности в принадлежности к определенному сообществу — это также очень серьезная проблема в нашей стране. Поэто му все больше и больше людей будут обращаться к сетевому маркетингу.
Можно сделать вывод о том, что налицо — огромный внутренний потенциал, запасы энергии, способностей и потребностей, которые есть у наших людей, и — почти полное отсутствие возможностей для их реализа ции. На сегодняшний день для многих людей в России многоуровневый мар кетинг — это одна из немногих реальных возможностей иметь хороший до ход, добиться успеха и уважения, самореализации.
А как же государство к нам относится? Для России и сейчас, и в будущем важнейшими целями являются: дополнительная занятость населе ния, развитие производства, обеспеченного развитием рынка, повышение конкурентоспособности собственной продукции. Обычными мерами эти проблемы не решить, и существует такое мнение, что невозможно, бесполезно и вредно бороться с сетевым маркетингом. Следует только отделить зерна от плевел, в том числе путем введения разумных и эффективных правовых норм.
Подробнее о тех позитивных изменениях, которые произошли за последнее время во «властных» структурах по отношению к сетевому маркетингу, можно прочитать в газете «Хорошие новости» (например, №№9,10 за 2001 год, статья « MLM и власть»).
Российскому потребительскому обществу АРГО, консультантами которого мы с вами являемся, в сентябре 2003 года исполнилось 7 лет. Компания доказала свою жизнеспособность и временем, и ассортиментом, и качеством продукции, и хорошо сбалансированным маркетинг-планом, ко торый постепенно совершенствуется. Вместе с Компанией АРГО мы учим ся защищать себя и своих близких от последствий техногенных вмешательств в природу, мы учимся не перекладывать эту ответственность на плечи государства. Важнейшие задачи Компании АРГО — укрепление здоровья граж дан, дополнительная и полная занятость населения, поддержка отечествен ной науки и отечественного товаропроизводителя, значительный вклад в стабилизацию экономики России — перекликаются с задачами государства. Это дает все основания считать, что АРГО на российском рынке — всерьез и надолго.
В сетевом бизнесе взаимоотношения «дистрибьютор — компания» строятся как партнерские отношения. Согласитесь, что иметь такого партнера по бизнесу, как стабильно развивающаяся Компания АРГО — надеж но, взаимовыгодно и престижно!