Этиопатогенез мастопатии и взаимосвязь с раком молочной железы, факторы риска

Авторитетные исследования сообщают о прямой зависимости и взаимообусловленности мастопатии и рака молочной железы. Все большее признание получают доказательства данной связи:

  • в механизме развития этих двух патологий ведущая роль принадлежит гиперэстрогении;
  • гистологические исследования биоптата удаленной молочной железы при раке достоверно позволяют обнаружить в ней одновременно признаки фиброзно-кистозной мастопатии, предраковых и раковых изменений;
  • эпидемиологические исследования подтверждают сходство факторов риска;
  • в анамнезе больных раком молочной железы в 100% случаев обнаруживается мастопатия, предшествующая онкологическому заболеванию;
  • широко известен факт параллельного роста заболеваемости мастопатии и рака молочной железы в странах с высоким уровнем онкопатологии.

Факторы риска. К настоящему времени обнаружены более 80 факторов риска, идентичных для развития, как мастопатии, так и рака молочной железы.

1. Пол, возраст, конституция. Пол - женский, возраст не является доминирующим показателем, но риск развития рака молочной железы после 60 лет возрастает. Высокий рост и, возможно, европейская внешность являются предрасполагающими факторами развития мастопатии и рака молочной железы: в Японии и Китае мастопатия и рак молочной железы встречаются крайне редко.

2. Генетические. Наличие кровных родственников, страдавших мастопатией или раком молочной железы, особенно по материнской линии.

3. Репродуктивные. Раннее менархе (до 12 лет), менопауза после 54 лет, отсутствие или поздние роды после 35 лет, аборты, отсутствие или быстрое (до 1 месяца) прекращение лактации.

4. Гормональные или метаболические изменения. Активизация пролиферативных процессов в гормонозависимых органах (яичники, молочная и щитовидная железы) происходит в результате нарушения нейрогормонального баланса. Молочные железы являются мишенью для пролактина и плацентарных стероидных гормонов яичников. Решающим в возникновении мастопатии является дефицит прогестерона при избытке эстрогенов. В норме к середине менструального цикла концентрация эстрогена в организме женщины максимальна, а к его завершению снижается до нуля. Непрерывное в процессе менструального цикла повышение эстрогенов приводит к инфильтрации и узловым образованиям в молочной железе. При неблагоприятных для созревания фолликула условиях, фолликул, наполненный эстрогеном, не лопается, а продолжает расти, в итоге превращается в кисту яичника (персистирующий фолликул), в котором содержится большое количество эстрогенов. Всасывание эстрогенов в кровь приводит к гиперэстрогенемии и активирует пролиферацию клеток молочной железы. В ряде случаев наблюдается относительная эстрогения, при которой концентрация эстрогенов в крови снижена. Это может происходить в результате остановки созревания нормального фолликула. Эстроген в пониженной концентрации сохраняется в крови до начала следующего предменструального периода. Такое длительное, хотя и пониженное содержание эстрогена также приводит к стимуляции рецепторов молочной железы, вызывая пролиферацию клеток.

Согласно современным представлениям основным фактором, стимулирующим клетки эстроген-зависимых органов и тканей к патологическому росту, является не сам уровень основного женского полового гормона эстрадиола (определенный в биологических жидкостях), а нарушение баланса его метаболитов - эстрогенов, имеющих разную способность к активации клеточной пролиферации. Известно, что основной пул эндогенных эстрогенов утилизируется с помощью реакций гидроксилирования эстрона (продукта превращения эстрадиола), осуществляемых изоферментами монооксигеназной системы цитохромов Р-450. Концепция, предполагающая, что нарушение гормонального равновесия в организме (а именно дисбаланс 2- и 16-α-гидроксипроизводных эстрогена) является основной причиной возникновения злокачественных гормоно-зависимых опухолей, начала формироваться в начале 80-х гт. прошлого века. Соотношение 20НЕ/16αОНЕ1 можно считать адекватным универсальным биологическим маркёром и надёжным диагностическим критерием прогноза развития эстроген-зависимых опухолей. Следовательно, еще одной причиной активных пролиферативных процессов в молочной железе является нарушение метаболизма эстрогена, когда он преимущественно ориентирован на продукцию «агрессивного» метаболита 16αОНЕ1. Подобное смещение эстрогенного баланса создает предпосылки для усиленного образования устойчивого гормон-рецепторного комплекса (16αOHEl+ER), индуцирующего пролонгированный пролиферативный сигнал.

Развитию мастопатии также способствует активизация рецепторов половых стероидов в тканях молочной железы.

Важным возрастным фактором увеличения заболеваний мастопатией являются создание депо эстрогенов и андрогенов в жировой ткани желез и увеличение процесса ароматизации андрогенов (переход андрогенов в эстрогены).

В формировании мастопатии важную роль отводят пролактину, который подавляет функцию щитовидной железы, нарушая связь между тиреоидными гормонами, а также между ними и тиреотропными гормонами, усиливая патологические изменения в эндокринной системе, приводящие к гиперпластическим процессам в молочной железе. Именно пролактин является причиной нагрубания, отека и болезненности молочной железы во вторую фазу менструального цикла.

В патогенезе заболевания играет роль нарушение кортикостероидной функции надпочечников. Повышение уровня кортизола проявляется непосредственно через кортикостероидные рецепторы в молочной железе, а также путем увеличения количества пролактиновых рецепторов в этом органе.

Сочетание заболеваний щитовидной железы и мастопатии встречается в 63 % случаев, гипофункция щитовидной железы увеличивает риск возникновения мастопатии в 3,8 раза.

В возникновении и развитии мастопатии имеют значение острые и хронические заболевания матки, придатков, яичников, миомы, кисты, эндометриоз, аборты, заместительная гормонотерапия при гормонозависимых заболеваниях.

Длительное применение оральных и механических контрацептивов приводит к гормональному дисбалансу и существенно повышает риск развития мастопатии.

Избыточная масса тела, сахарный диабет, артериальная гипертензия, нарушение венозного кровообращения в 3 раза йовышают риск развития мастопатии и рака молочной железы.

Установлена корреляция развития мастопатии, рака молочной железы и хронических заболеваний кишечника.

Сочетание мастопатии, рака молочной железы с патологией гепато-билиарной системы объясняется нарушением ферментативной инактивацией стероидных гормонов в печени, избыток которых, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на функциональной способности печени.

И, наконец, одной из ведущих причин нарушения гормонального равновесия и метаболизма являются депрессии, хронический стресс, фрустрирующие переживания.

Актуальным является изучение состояния иммунитета, в том числе цитокинового профиля, при мастопатии, так как известно, что цитокины - ростовые факторы, которые через систему гормоночувствительных рецепторов регулируют процессы пролиферации и апоптоза. Многими учеными обсуждается роль простагландинов в генезе мастопатии. Доказано наличие прямого и опосредованного влияния вегетативной нервной системы на гормональный статус и иммунную систему. С этих позиций является актуальным изучение функционального состояния вегетативной нервной системы при мастопатии.

Нервная, иммунная и эндокринная системы являются основными системами жизнедеятельности организма, обеспечивающими гомеостаз. Изучение состояния данных систем при мастопатии весьма актуально с позиций современного развития нейроиммуноэндокринологии.

Средовые факторы

Высокий социально-экономический статус, воздействие ионизирующей радиации и химических канцерогенов, курение, злоупотребление алкоголем, дефицит поступления с продуктами питания антиканцерогенных веществ, которые содержатся в овощах и фруктах, - все это приводит к эндоинтоксикации организма и служит факторами высокого риска мастопатии, рака молочной железы.

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!