Аюрведическая очищающая терапия включает в себя пять компонентов: «очищение клизмами, очищение носа, использование слабительных, вызывание рвоты и кровопускание». Эти методы широко известны под названием «Панчакарма» - пять очищающих действий. Прежде всего, нужно понимать, что система Панчакармы включает в себя несколько терапевтических методов и что пути их применения могут быть различными. Многие из них варьируются в зависимости от состояния организма, индивидуальных особенностей больного, от времени года, условий существования и т. д. Некоторые из них, например, кровопускание, практически не применяются, а заменяются не менее эффективными процедурами, разработанными в современных учреждениях тибетской медицины Китая, Непала, Индии. Широко применяются многокомпонентные тибетские лекарственные препараты (пилюли, порошки, отвары), изготовленные из натурального сырья. Специально подобранные и обработанные определенным способом лечебные травы, корни, плоды, попадают в кровь, далее в нужный орган (печень, желчный пузырь, почки, желудочно-кишечный тракт), всасываются тканями и клетками, оказывают очищающее и восстанавливающее воздействие.
Очищающая терапия – особая форма терапии, предназначенная для устранения вызывающих болезни дош.
Согласно Аюрведе, три первичные жизненные силы присутствуют в человеческом теле в виде трех биологических элементов. Они называются на санскрите «Вата», «Пита», «Капха» (в тибетской медицине: Ветер, Желчь, Слизь) и соотносятся с воздухом, огнем и водой. Их активность и подвижность предопределяет процессы роста и распада. В Аюрведе эти биологические элементы называются дошами.
Каждая из дош обладает характерными свойствами, выполняет определенные функции, располагается в определенном месте в организме.
Европейская медицина античности и средневековья вплоть до 17 века основывалась на системе биологических элементов. У нее было много общего с Аюрведой и существовали определенные контакты.
Кроме того, древняя (дохристианская) медицина наших предков имела немало общего с Аюрведой.
Классическая греческая традиция различала четыре конституциональных типа (темперамента), в основе которых лежали четыре элемента. Холерический тип соответствовал элементу огня, сангвинический соотносили с элементом воздуха, флегматический – с элементом воды, меланхолический – с элементом земли. Эти термины для обозначения темпераментов существуют до сих пор.
Каждый из этих четырех темпераментов, подобно трем дошам Аюрведы, был представлен в организме определенными субстанциями: холерический – желтой желчью, сангвинический – кровью, флегматический – слизью, меланхолический – черной желчью. И при этом отражал основное свойство своего элемента: холерический считался горячим, сангвинический – сухим, флегматический – влажным, меланхолический – холодным.
Травы и препараты, применявшиеся тогда в Европе, были ближе к аюрведическим средствам, чем к средствам западной фитотерапии более позднего времени.
Таким образом, изучая Аюрведу, мы открываем для себя нашу собственную, утерянную много веков назад духовную традицию целительства. Концепция дош дает нам ключ к пониманию различных систем конституциональной медицины, существующих по всему миру.
Эффективность аюрведической очищающей терапии заключается в особой системе подготовительных приемов, заставляющей токсины переместиться туда, откуда их можно вывести наружу. Простое промывание органов или систем не даст нужного результата, если предварительно токсины не окажутся в них. Очищающая терапия показана в том случае, когда токсины локализованы в желудочно-кишечном тракте, а не в тканях или смешались с тканями, с отходами жизнедеятельности или с Амой (непереваренная пища, шлаки). Иначе вывести токсины из организма нельзя. Сначала применяются методы паллиативной терапии (предварительная терапия), затем основной и последующей.
Предварительная терапия (Пурва карма) устраняет и снижает токсины, проводится с учетом конституционального типа пациента в течение короткого (неделя), среднего (месяц) и длительного (6 месяцев) периода и зависят от состояния организма на текущий момент.
Масляная терапия – один из эффективных методов, включающий в себя как наружное, так и внутреннее применение масел. В масляной терапии используется как нанесение масел на все тело или на отдельные его участки, так и масляный массаж. Нанесение избыточного количества масла или прием его внутрь в больших количествах может привести к нарушению пищеварения. В масляной терапии надо соблюдать меру. Нужно уравновешивать ее приемом лекарственных трав, усиливающих пищеварение.
Ежедневное умеренное нанесение масел в течение длительного периода во многом дает тот же эффект, что и кратковременный курс интенсивного масляного массажа.
В масляной терапии главное не массаж, а нанесение масел.
Спустя некоторое время после масляных процедур выполняются потогонные. Для этого используется пар, насыщенный целебными веществами, теплые ванны и душ, потогонные чаи.
В это время следует время от времени выполнять основные процедуры Панчакармы, что бы предотвратить появление новых и выводить уже скопление токсинов из желудочно-кишечного тракта. Обязательным условием является соблюдение детоксицирующей диеты, уменьшающей Аму (непереваренная пища, шлаки).
Цель масляной и потогонной терапии наряду с использованием лекарственных трав и препаратов – переместить токсины, находящиеся в тканях в желудочно-кишечный тракт для последующего выведения из организма.
Основная терапия (Прадхана карма) включает в себя очистительные клизмы, очищение через нос, очищение при помощи слабительных, терапевтическую рвоту, терапевтическое кровопускание (или гирудотерапию).
Клизмы относятся к числу щадящих методов терапии и используются для удаления токсинов из толстого кишечника. Для очистительных клизм используются отвары лечебных трав, таких как аир, фенхель, имбирь, солодка, каменная соль, растительное масло.
Очищение через нос – способ воздействия на носовые проходы и весь организм в целом с помощью травяных отваров, растительных масел, топленого сливочного масла, курения трав. При процедурах Панчакармы в нос закапывают травяные отвары или масла или вдыхают носом порошки из трав. Часто используют аир, мирт, шалфей, базилик, брами.
Очищение при помощи слабительных – самый простой из методов аюрведической очистительной терапии, но его результаты весьма ощутимы. Слабительные используются для устранения токсинов их тонкого кишечника. Слабительные травы обычно принимаются вечером, результат проявляется на следующий день.
Терапевтическая рвота применяется для очищения легких и желудка. Применение этого метода требует осторожности. Положительные результаты, достигающиеся применением этого метода, можно также получить через длительный прием отхаркивающих трав, например, имбиря и аира.
Терапевтическое кровопускание в настоящее время практически не используется. Оно заменено гирудотерапией или применением натуральных лекарственных препаратов, очищающих кровь от токсинов.
Панчакарма это не обособленная процедура, которую можно выполнить один раз и затем забыть о ней. Она должна гармонично вписаться в повседневную жизнь. Для удаления глубоко сидящих токсинов может потребоваться несколько курсов очищения, особенно при сокращенных вариантах. Промежутки между курсами должны быть не менее 1 – 3 месяцев. Хорошие результаты дает ежегодное повторение курса.
Последующие процедуры (Уттара карма) закрепляют полученный результат и не дают организму вернуться к прежнему состоянию под воздействием образа жизни и питания.
После Панчакармы следует соблюдать диету и образ жизни соответствующий конституциональному типу. Аюрведическая система очищения организма не заменяет здорового образа жизни и правильного питания. Она лишь помогает следовать ему.
И, наконец, самое важное, если очищение прошло успешно, нужно быть готовым к проведению тонизирующей терапии, терапии более высокого уровня. Устранив болезнетворный избыток дош, вы получаете возможность восстановить поврежденные ткани, избавится от хронических болезней, омолодить организм.
В путь за здоровьем, красотой, долголетием!