Как удачно сказала одна моя пациентка, «я ничего не знаю о тибетской медицине, но я с уважением отношусь к этой системе знаний, так как она является классической системой», – и тут же объяснила, что в ее понимании классическая – это проверенная временем. История (или время) отбрасывает все не стоящее внимания или непродуктивное и оставляет только знания, доказавшие свою ценность.
Тибетская медицина, древняя классическая медицинская традиция, имеет тысячелетнюю историю.
Многие поколения тибетских врачей – с древности до наших дней – посвящали свою жизнь изучению происходящих в живой природе и человеческом организме процессов и их взаимодействию. Веками они исследовали системы регуляции жизнедеятельности человека в норме и в патологии, выясняли причины возникновения заболеваний и искали способы их лечения.
Врачи, работающие в тибетской традиции, накапливали опыт, анализировали и синтезировали накопленные знания, передавая их из поколения в поколение.
Тибетская медицина – сложная для европейского понимания система, основанная на незнакомых нам теоретических постулатах, но, несмотря на это, она является цельной и связанной системой знаний (то есть наукой), даже более логически связанной, чем европейская медицинская наука.
Несмотря на то, что европейская медицина за последние двести лет добилась огромных успехов, но она является продуктом нашей технической цивилизации, отсюда все ее успехи и неудачи. Доходит до курьезов. Недавно я видел интервью одного медицинского чиновника, который для решения задачи кардинального улучшения системы здравоохранения в России ничего лучшего не придумал, как закупить за границей огромное количество новейшей медицинской техники, чтобы в каждой сельской поликлинике стоял компьютерный томограф.
В принципе, это хорошо. Но кардинально проблем не решит, потому что насыщение техникой при непонимании причин заболеваний – это односторонний подход. В конце концов, медицинская техника – это всего лишь инструмент. Условно говоря, скальпель в руках хирурга – это инструмент исцеления, а в руках невежды – орудие убийства.
Европейская медицинская наука в упоении от технических достижений и открывающихся в связи с этим возможностей, но по степени понимания она находится на уровне химии до открытия системы Менделеева. Накоплен огромный материал, различные, часто не связанные между собой факты, огромное количество достаточно эффективных способов лечения, названы многочисленные симптомы, но, как и в химии того времени, не получается связать все это в стройную систему.
В тибетской медицине нет разделения врачей на специальности: гинеколог, дерматолог и так далее. Тибетский врач представляет себе больного как целостную систему и оказывает влияние на глубинные патологические процессы, происходящие в его организме. Поэтому «отдельных заболеваний» (называемых так в европейской медицине) в тибетской медицине не существует: они являются лишь следствием этих глубинных процессов.
В европейской же медицине процесс дифференциации идет ускоренными темпами, и разделение на медицинские специальности зашло уже очень далеко. Скоро мы дойдем до абсурда. К примеру, будут врачи – специалист по правому уху и специалист по левому уху, и они будут направлять больных друг к другу на консультации. Непонимание глубинных причин возникновения болезней – это беда нашей традиционной медицины. Откройте любой учебник для студентов медицинских вузов, ну хотя бы «Терапевтические болезни», раздел «Этиология» (причины возникновения заболеваний), и вы увидите, что напротив названия болезни чаще всего написано: «Причина неизвестна», или приведены не совсем убедительные объяснения, или указано несколько часто взаимоисключающих друг друга причин. О чем это говорит? Это говорит о непонимании проблем, лежащих в начале той патологической цепочки, которая в результате приводит к болезни
Отсюда вытекает одно из главных различий в подходе к лечению в европейской и тибетской медицине: тибетская медицина лечит причину, а европейская борется с симптомами.
ЧЕРНЯКОВ Сергей
Доктор тибетской медицины