В Тибете того времени сложились редкие условия для возникновения такого явления, как тибетская медицина. Тибет из воинственного, конфликтующего с многочисленными соседями государства с приходом буддизма превратился в страну, где познание себя и окружающего мира в сфере буддийской традиции стало, как это сейчас принято называть, национальной идеей. Это уникальное для человеческой истории явление. Огромная страна покрылась многочисленными монастырями, где большое количество людей занималось наукой (хотя и не совсем в нашем понимании этого слова) и просвещением. Знания об окружающем мире накапливались и получали дальнейшее развитие.
Основным трактатом тибетской медицины является «Чжуд-ши» – четырехтомное руководство по теории и практике этой системы. Его автор – выдающийся тибетский врач и ученый Ютог Йондан-гонпо (1112–1203 гг.н. э.).
«Чжуд-ши» написано в краткой и сжатой форме. В последующие годы был создан ряд трактатов – комментариев к «Чжуд-ши», разъясняющих его различные положения.
Основным комментарием к «Чжуд-ши», является «Вандурья-онбо» (1685 г.), написанный крупнейшим ученым своей эпохи Десридом Санчжяй-чжамцо. К этому сочинению был заказан комплект цветных иллюстраций, который получил название «Атлас тибетской медицины». Существует также ряд других, менее распространенных комментариев к «Чжуд-ши», посвященных различным разделам и частным вопросам тибетской медицины.
Тибетская медицина, будучи тесно связана с буддизмом, распространялась по другим регионам и странам вместе с этой религией, что для того времени было естественно, как, например распространение просвещения и науки вместе с христианством.
В нашу страну тибетская медицина пришла через Китай и Монголию и в XIX веке была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием – Бурятии, Туве, Калмыкии, – где впитали и бережно сохранили многие элементы культуры Центральной Азии, в том числе и медицинскую.
В европейской части России о ней узнали благодаря трудам П.А. Бадмаева.
В 1969 году в системе Академии наук СССР, в Бурятском филиале Сибирского отделения, был создан научно-исследовательский отдел с целью исследования различных аспектов тибетской медицины.
В настоящее время в России хранится литература по тибетской медицине, которая лишь частично исследована современными специалистами; большая часть ее еще не изучена. Многие врачи и ученые занимаются изучением наследия тибетской медицины, адаптируют ее к современным российским условиям и используют на практике для лечения больных. Например, на русский язык переведено несравненно больше тибетских медицинских трактатов, чем на другие языки мира.
Все это может дать нам основания считать, что Россия может явиться тем местом, где тибетская медицина найдет почву для дальнейшего процветания!
Черняков Сергей
Доктор тибетской медицины