Михаил Евгеньевич Мозжелин,
медицинский представитель и научный эксперт ЭД Медицин в России, кандидат медицинских наук, член правления, главный эксперт по коллоидным формам БАД Общества натуральной медицины, член Российского общества фитотерапевтов
С возрастом умственные функции мозга снижаются. Процесс начинается примерно в 25 лет и включает в себя:
- снижение объёма мозга (Piperhoff P., 2008; Allen J., 2005; Fotenos A., 2005; Kruggel F., 2006; Sowell E., 2003);
- разрушение миелиновых оболочек нервных окончаний, обеспечивающих передачу нервных импульсов (Hsu J., 2008; Sullivan E., 2006);
- истончение коры головного мозга (Magnotta V., 1999; Salat D., 2004);
- нарушение выработки медиаторов мозга (серотонина, ацетилхолина, дофамина) (Sheline Y., 2002; Erixon - Lindroth N., 2005; Volkow N., 2000; DelArco A., 2011);
- изменение концентрации различных метаболитов в головном мозге (KadotaT., 2001).
Снижение мозговых функций приводит к характерным симптомам, таким как забывчивость, снижение способности сохранять фокусировку, скорости решения задач и принятия решений.
Если ничего не предпринимать, нарушения прогрессируют и приводят к развитию возрастных заболеваний, таких как деменция (слабоумие), депрессия, болезнь Альцгеймера.
9 направлений для поддержки умственной деятельности после 25 лет
1. Шахматы и велосипед для мозга
Образ жизни, включающий частые физические упражнения и постоянное обучение – эффективное средство не только для сохранения, но и для повышения умственных функций в любом возрасте.
Мозг состоит из обширной сети порядка 90 млрд (10 9) нейронов, соединённых между собой посредством 1000 трлн (10 15) контактов (Azevedo F., 2009). Например, работа нейронной сети в мозге взрослого человека значительно активизируется в результате новых впечатлений (Boyke J., 2008).
Для нормальной работы нервной системы необходим особый белок, называемый мозговой нейротрофический фактор (BDNF). BDNF определяет работу отделов мозга, участвующих в обучении, памяти и мышлении, стимулирует формирование новых нервных клеток, сохранность существующих, эффективное функционирование нервных связей (Bekinschtein P., 2008; Yamada K., 2003; Huang E., 2001). Низкий уровень BDNF наблюдается при различных мозговых нарушениях, в том числе депрессиях, слабоумии, болезни Альцгеймера (Zuccato C., 2009; Arancio O., 2007).
Исследования показали, что физические упражнения улучшают умственную деятельность у людей и животных, видимо, за счёт активизации синтеза BDNF (Cunha C., 2010; Liu Y., 2009; Cotman C., 2002). Как аэробная, так и анаэробная нагрузка повышают уровень BDNF в организме человека (в зависимости от интенсивности упражнений) (Ferris L., 2007; Yarrow J. 2010).
Значительное увеличение уровня BDNF происходит после 30 минут неторопливой езды на велосипеде как у здоровых, так и больных с рассеянным склерозом (Gold S., 2003).
15 минут интенсивной ходьбы по лестнице значительно повышает уровень BDNF у здоровых мужчин (Tang S., 2008).
Упражнения высокой интенсивности вызывают резкое увеличение BDNF уже через три минуты (исследование динамики у здоровых молодых мужчин при беге на длинную дистанцию) (Winter B., 2007).
Всплеск уровня BDNF улучшает показатели кратковременной памяти на 20% (Winter B., 2007).
Активность головного мозга зависит от времени физической активности. Поэтому важно не просто уделять внимание тренировкам, но в целом вести активный образ жизни. Всесторонний анализ 15 исследований, включавших более 33 000 человек, которые наблюдались в течение до 12 лет, показал, что при высоком уровне физической активности работоспособность мозга повышается на 38%, а при низкой и умеренной – на 35% (Sofi F., 2011).
При умственной деятельности сигналы передаются в мозг и по мозгу по определённой схеме. При регулярной деятельности и постоянном проведении сигналов укрепляются связи между нервными клетками, что приводит к большей эффективности и точности работы нервной системы.
Новые познавательные стимулы помогают мозгу установить новые нейронные связи, которые затем могут быть использованы для обхода патологических очагов, связанных с возрастными изменениями.
У людей с интеллектуальной работой риск болезни Альцгеймера ниже, чем у людей физического труда (Smyth K., 2004).
Люди, прошедшие обучающие компьютерные курсы, продемонстрировали улучшение общих умственных способностей в течение 3 месяцев (в исследовании участвовало около 500 человек) (Zelinski E., 2011).
Характерный пример компенсаторных возможностей головного мозга был продемонстрирован в 2005 г. на клиническом примере любителя шахмат. Престарелый мужчина с исключительной познавательной способностью, занимавшийся шахматами, обратился с жалобами на незначительное снижение памяти, появление мыслительных нарушений, которые постепенно нарастали в течение 2 лет. Через 7 месяцев человек умер от причин, не связанных с нервной системой. На вскрытии в головном мозге были обнаружены заметные изменения, связанные с болезнью Альцгеймера, которые должны были проявляться и умственными отклонениями. Регулярная игра в шахматы помогла компенсировать умственную работу, несмотря на выраженные структурные нарушения в мозге (Archer H., 2005).
Аналогичным эффектом обладает изучение нового иностранного языка. Установлено, что при риске болезни Альцгеймера и на начальных её стадиях у людей, владеющих двумя языками, появление симптомов болезни задерживалось более чем на пять лет по сравнению с людьми, говорящими на одном языке. В исследовании принимало участие более 200 человек (Craik F., 2010).
Интенсивная познавательная деятельность и профессиональная подготовка улучшают кровоток в лобной зоне коры головного мозга, которая определяет выражение личности и принятие решений. Эффект отмечается на фоне 8-недельной обучающей программы (Mozolic J., 2010).
2. Сохранить интеллект помогут друзья и семья
Подавляют умственные функции тревога и стресс. При повышенной тревожности мыслительная деятельность снижается (Ansari T., 2011; Gallagher D., 2011). У мужчин даже незначительная тревожность приводит к умственным нарушениям (Potvin O., 2010).
Чрезмерный стресс снижает внимание и зрительно-пространственную память (исследование 36 женщин в возрасте от 25 до 53 лет со стрессовым характером работы).
ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) – состояние, характеризующееся беспокойством и стрессом, связанным с травматическим событием в прошлом. Обзор восьми исследований показал чёткую связь между ПТСР и уменьшением размера головного мозга (Hedges D., 2010).
При депрессии ухудшается мыслительная деятельность, но, с другой стороны, при снижении умственных функций возрастает склонность к депрессиям (Panza F., 2010). У пожилых пациентов с депрессией показатели умственных способностей на 10% ниже, чем у людей без депрессии (Butters M., 2004). У пожилых людей с выраженной депрессией риск слабоумия возрастает в 5 раз в течение ближайших 3 лет (Alexopoulos G., 1993).
Сохранить интеллект, уменьшить стрессовую нагрузку и степень депрессии помогает активная социальная жизнь.
Несколько исследований показали, что большой круг друзей, регулярное участие в общественных и производственных процессах связано с сохранением мыслительной деятельности (Wang H., 2002; Crooks V., 2008), и наоборот, социальное размежевание, ограниченные социальные отношения – фактор риска снижения умственной активности (Bassuk S., 1999).
У женщин старше 78 лет при ограниченных социальных связях больше риск развития старческого слабоумия в течение года (наблюдалось 2249 женщин) (Crooks V., 2008).
Те, чья работа связна с тесным контактом с людьми и коллективной выработкой решений, менее склонны к развитию слабоумия (примерно 1000 человек наблюдались в течение 6 лет) (Karp A., 2009).
Отсутствие семьи – фактор риска по снижению умственных функций (исследование 7000 незамужних/неженатых итальянцев) (Atti A., 2010).
За 6 лет память людей с ограниченными социальными связями снижается в 2 раза быстрее, чем у тех, у кого высокий уровень социальной интеграции (брак, волонтёрская деятельность, частота контактов с детьми, родителями и соседями) (Ertel K., 2008).
Поддержание тесных связей с друзьями и близкими, активное участие в различных мероприятиях, ориентированных на группу, особенно на открытом воздухе, является эффективным методом для стимулирования и сохранения вашего мозга с возрастом.
Добавлю, что медитация зарекомендовала себя как эффективная антистрессовая процедура. Медитация значительно улучшает мозговой кровоток и за счёт этого улучшает показатели тестов вербальной и логической памяти (исследована 8-недельная программа аудиомедитации у 14 пациентов) (Newberg A., 2010).
3. Контроль за давлением
Тонкая капиллярная сеть сосудов мозга очень чувствительна к повышенному артериальному давлению. Нарушение кровотока на этом фоне может стать причиной дегенеративных заболеваний и умственных нарушений (Farkas E., 2000).
Наблюдение за 700 пациентами в возрасте 65 лет показало взаимосвязь между уровнем давления и степенью умственных нарушений (Bellew K., 2004). Выше давление – хуже мыслительная деятельность.
Наблюдение за 1800 людьми, начавшими применять антигипертензивный препарат, показало, что умственные нарушения снизились по сравнению с началом исследования, а также снизился риск развития слабоумия в течение следующего трёхлетнего периода. У людей с проявлением умственных нарушений в начале исследования, не принимавшим препараты от давления, скорость ухудшения мыслительных функций в 2 раза выше, чем у людей, взявших давление под контроль (GuoZ., 1999).
При наблюдении за 717 людьми в возрасте от 45 в течение 38 лет установлено, что при повышении давления более 140 мм рт. ст. прогрессивно ухудшались показатели сложного словесного обучения и памяти (Swan G., 1998).
Артериальное давление 115/75 мм рт. ст. значительно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также является идеальной целью для желающих сохранить свою умственную деятельность (Chobanian A., 2003).
4. Диабет – враг ума
Глюкоза играет важную роль в энергообеспечении мозга, и даже незначительные нарушения её обмена существенно влияют на умственные способности. При диабете интенсивнее уменьшается объём мозга (McIntyre R., 2010) и возрастает риск слабоумия (Biessels G., 2006).
Метаболизм в мозге 23 человек в возрасте 74 лет с диабетом сравнивался с 6 здоровыми 74-летними людьми с помощью специального исследования (позитронно-эмиссионной томографии с флюдеоксиглюкозой). Испытуемых просили запомнить, а затем воспроизвести список из 20 случайный слов, услышанных в наушники, и исследовали метаболизм глюкозы. При отсутствии диабета показатели теста были лучше, и оказалось, что у диабетиков и здоровых метаболизм глюкозы протекает по-разному. Механизм усвоения глюкозы протекает с меньшим выделением энергии и протекает как при болезни Альцгеймера (Baker L., 2011).
По данным томографии, при диабете II типа быстрее наступает атрофия головного мозга и значительно ухудшаются тесты на умственную деятельность и способность к обучению (исследование длилось 3 года, 89 больных с диабетом сравнивали с 438 здоровыми) (Van Elderen., 2010).
5. Снизить вес – умное решение для мозга
Жировая ткань выделяет молекулы, которые влияют на функции головного мозга (Penicaud L., 2010). При избыточном весе уменьшается общий объём мозга и ухудшается умственная деятельность (Kerwin D., 2011; Abbatecola A., 2010; Walther K., 2010; Bond D., 2011).
При избыточном жире на животе ухудшается структура головного мозга по данным томографии (Debette S., 2010).
При болезни Альцгеймера и умственных нарушениях обнаружено, что чем выше индекс массы тела, тем больше потеря объёма мозга в лобной, височной, теменной и затылочной долях (обследовано 700 пациентов). Сделан вывод, что «факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, особенно ожирение, можно рассматривать и как фактор, влияющий на структуру мозга, развитие слабоумия и умственных нарушений» (HoA., 2010).
При увеличении окружности талии ухудшаются показатели тестов на скорость, силу и ловкость рук у 90 здоровых людей среднего и пожилого возраста (в возрасте от 54 до 81) (Waldstein S., 2006).
Ожирение в среднем возрасте повышает риск слабоумия в дальнейшем. 1000 человек с ожирением находились под наблюдением с 36-летнего возраста. Оказалось, что при увеличении размера талии риск слабоумия возрастает в 3 раза в течение следующих трёх десятилетий (Whitmer R., 2008).
6. «Хороший» холестерин хорош и для нервной системы
«Хороший» холестерин (липопротеиды высокой плотности) – это холестерин, который обнаруживается в крови и на самом деле движется от стенок кровеносных сосудов, от холестериновых бляшек в печень для последующего выведения. При низких его уровнях повреждается внутренняя выстилка сосудов эндотелий, формируется атеросклероз. При низких уровнях «хорошего» холестерина нарушается умственная деятельность.
Исследование мозга 183 субъектов, средний возраст 58 лет, с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) показало, что уровень холестерина связан с объёмом серого вещества мозга. У людей с высоким уровнем «хорошего» холестерина значительно лучше показатели зрительно-пространственных тестов на память (Ward M., 2010).
У 139 пожилых людей с высоким уровнем «хорошего» холестерина лучше показатели специального теста, краткого исследования психического состояния (AtzmonG., 2002).
7. Гармония гормонов для нервной системы
В головном мозге обнаружены рецепторы к половым гормонам (Mani S., 2009). Нарушения гормонального баланса приводят к нарушению умственной деятельности. На животных установлено, что изменение уровня эстрогенов приводит и к изменению его уровня и в мозге и изменению поведения животных (Balthazart J., 2006). У женщин с наступлением менопаузы и снижением уровня эстрадиола хуже показатели памяти (RyanJ., 2010).
Поддержание оптимального уровня тестостерона сохраняет умственные способности. При обследовании более 500 пожилых мужчин по специальным тестам обнаружена связь высокого уровня тестостерона с более высокой умственной активностью (Hogervorst E., 2010; Moffat S., 2002; Barrett - Connor E., 1999).
У здоровых мужчин в возрасте от 50 до 85 лет методики повышения уровня тестостерона существенно улучшают пространственную и вербальную память (Cherrier M., 2001).
При лёгких умственных нарушениях и начальной стадии болезни Альцгеймера повышение уровня тестостерона улучшает пространственную и вербальную память, конструктивные способности (Cherrier M., 2005).
Ещё один ключевой регулятор для мозга – дегидроэпиандростерон (ДГЭА), который вырабатывается надпочечниками и является предшественником многих гормонов. Его уровень достигает максимума к 25 годам, а затем падает. Он обнаружен в головном мозге и связан с умственной деятельностью (Moriguchi S., 2011; Sorwell K., 2010). У 750 престарелых людей установлена взаимосвязь между уровнем ДГЭА и показателями специального теста, краткого исследования психического состояния (Valenti G., 2009). У 300 женщин установлено, что высокий уровень ДГЭА обеспечивает высокую концентрацию и оперативную память (Davis S., 2008).
Очень важно! У женщин применение ДГЭА в течение 6 месяцев улучшает умственную деятельность более эффективно по сравнению с плацебо, особенно вербальный интеллект. То есть у женщины появляется способность точнее выражать мысли (Yamada S., 2010)!!!
Предпочтительным источником ДГЭА являются средства для накожного применения (гели). При его приеме в виде таблеток или капсул происходит разрушение активными средами, пищеварительными ферментами в желудке и кишечнике, а после всасывания в кровь – ферментами печени. Наружнее применение позволяет повысить эффективность применения ДГЭА. Active Longevity (Омолаживающий BIA-Гель) с природным биоидентичным дегидроэпиандростероном (ДГЭА) растительного происхождения (из экстракта дикого ямса), полученный по специальной технологии (Bio Identical Activity), гарантирующей доставку к клеткам – надежный источник этого важного нутриента.
Подробнее о препарате Active Longevity >>
8. Питание для мозга
Ограничение калорий. У людей с малоподвижным образом жизни и гипертонией обнаружено, что ограничение калорийности в рамках диеты помогает контролировать артериальное давление и улучшить мыслительную деятельность, в частности обучение и скорость психомоторных реакций (Smith P., 2010). В исследовании участвовало 124 человека. Кроме того, снижение калорийности повышает уровень мыслительного белка BDNF, улучшает реакции мозга на психическое возбуждение (Qiu G., 2010).
Средиземноморский тип питания. Научная литература подтверждает положительное действие средиземноморской диеты (правильнее «средиземноморский тип питания») на сохранение сердечно-сосудистой системы, умственной деятельности и активного долголетия. Питание подразумевает большое количество «хороших» моно- и полиненасыщенных жиров (омега-3, оливковое масло) и антиоксидантов (разноцветные овощи и фрукты, красное вино) (Willett W., 1995; Willett W., 1995). Средиземноморский тип питания повышает чувствительность к инсулину (Tzima N., 2007), липидный обмен (BosM., 2010), стабилизирует давление (Kokkinos P., 2005), снижает риск рака (Sofi F., 2008), метаболического синдрома (Kastorini C., 2011), ранней смертности (Trichopoulou A., 1995; Trichopoulou A., 2003). Средиземноморский тип питания улучшает работу мозга (Feart C., 2010).
Соблюдение средиземноморской диеты уменьшает риск умственных нарушений на 28%, сокращается риск болезни Альцгеймера на 48% (наблюдалось 1393 человека 4,5 года) (Scarmeas N., 2009). Ряд исследований подтвердили результаты (Scarmeas N., 2009; McMillan L., 2011; Roberts R., 2010).
Умеренное употребление алкоголя. Неумеренное потребление алкоголя является вредным почти для всех аспектов здоровья, в том числе познания. Умеренное же потребление алкоголя, два дринка в день (1 дринк = 15 г спирта = 40 мл крепкого напитка = бокал вина 140 мл = бутылка пива 330 мл), улучшает нервную деятельность. Такой вывод позволяет сделать обзор 15 исследований, в котором наблюдалось 36 000 человек. У умеренно выпивающих на 25–30% меньше риск развития болезни Альцгеймера, любого типа слабоумия, чем у трезвенников или пьющих чрезмерно (AnsteyK., 2009).
Умеренное потребление алкоголя в среднем возрасте защищает от умственных нарушений в возрасте преклонном по сравнению с трезвенниками или пьяницами (наблюдалось 1400 человек 23 года) (Virtaa J., 2010).
Напитком выбора является красное вино, так как оно содержит много фенольных антиоксидантов, которые защищают мозг от болезни Альцгеймера (Ho L., 2009), а сосуды головного мозга от атеросклероза (Montilla P., 2006). Умеренное потребление красного вина улучшает тесты на мыслительную деятельность по сравнению с трезвенниками (наблюдалось 5000 здоровых людей 7 лет) (Arntzen K., 2010). Аналогичный результат получен и в другом исследовании (Nurk E., 2009).
Умеренное потребление кофе с кофеином. Кофе, как и красное вино, является отличным источником антиоксидантов и нейропротекторов (Bakuradze T., 2011; Moura - Nunes N., 2009; Cho E., 2009; Hwang Y., 2008). Помимо антиоксидантов, кофеин обладает защитным действием на мозг. Сравнивались кофе с кофеином и бескофеиновый напиток. Стандартный кофе с кофеином улучшает умственную деятельность эффективнее (Cao C., 2011).
У людей, потребляющих 3 чашки кофе в день, умственные нарушения развивались в 4,3 раза медленнее, чем у тех, кто кофе не пьёт (наблюдалось почти 700 пожилых мужчин в течение 10 лет) (Van Gelder B., 2007).
В Шотландии установлено, что потребление кофе улучшает тесты чтения и некоторых других умственных оценок (участвовало более 900 здоровых взрослых) (CorleyJ., 2010).
Напитком выбора является заварной чёрный кофе или эспрессо. Добавление сахара или сливок снижает эффективность антиоксидантов кофе (Renouf M., 2010).
9. Растения и нутриенты для здоровья мозга
Правильное питание может улучшить структурное и функциональное состояние мозга. Однако современные продукты не могут обеспечить необходимое количество нужных питательных веществ. Достаточную дозировку нужных питательных веществ могут обеспечить специализированные нутрицевтические продукты.
Омега-3 жирные кислоты. Источником омега-3 жирных кислот является рыба. Не нужно путать омега-3 с рыбьим жиром. Рыбий жир получают из печени рыб, он является источником витамина D. Омега-3 жирные кислоты содержатся в жире тушки рыбы, это совершенно разные продукты.
Оболочка каждой клетки, в том числе нервной, состоит из двух слоёв фосфолипидов. До 40% фосфолипидов клеток мозга составляют так называемые докозагексаеновая омега-3 жирная кислота, которая обеспечивает прочность клеточной стенки, передачу нервных импульсов, образовании нейромедиаторов, тем самым обеспечивая многочисленные аспекты познания и поведения человека (Simopoulos A., 2011; Davis P., 2010; Liu C., 2010; Heinrichs S., 2010).
Как правило, в современном питании недостаток омега-3 и избыток омега-6. Омега-6 жирные кислоты являются источниками активаторов воспаления и провоцируют развитие дегенеративных заболеваний мозга (Simopoulos A., 2009).
Оптимальным является соотношение 4:1, у современного человека примерно 20:1, то есть омега-3 не хватает примерно в 5 раз. Выравнивание этого соотношения улучшает умственную деятельность – по результатам тестов на познание, например, у людей с лёгкими нарушениями (исследование проводилось в течение 24 недель) (Chiu C., 2008).
Добавки с омега-3 значительно улучшают умственную деятельность по сравнению с теми, кто добавками пренебрегает (в исследовании участвовало 1500 человек 1,5 года). В исследовании показано, что магазинные рыбные продукты не обеспечивают необходимого количества жирных кислот. Улучшение работы мозга происходит при приёме добавок с точным содержанием омега-3 (Gao Q., 2011).
Более важное значение имеет именно докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (есть ещё так называемая эйкозапентаеновая омега-3 жирная кислота, она играет меньшую роль). Именно её высокая концентрация в организме обеспечивает более высокие познавательные функции (в исследовании определяли уровень фосфолипидиов у 280 здоровых людей в возрасте 35–54 лет) (Muldoon M., 2010).
Антиоксиданты (полифенолы и антоцианы). В мозге чрезвычайно высокая метаболическая активность. Мозг потребляет до 20% поступаемого в организм кислорода, что приводит к образованию большого количества свободных радикалов, повреждающих нервные клетки. Антиоксиданты, такие как ресвератрол из винограда, антоцианидины семян винограда, катехины зелёного чая, антоцианы ягод черники, являются сильнейшими природными нейтрализаторами свободных радикалов. За счёт антиоксидантного эффекта они оказывают и нейрозащитный эффект. Данные антиоксиданты способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и создавать достаточную концентрацию в нервных клетках для оздоровительного эффекта (Willis L., 2009; Kalt W., 2008; Talavera S., 2005; Mandel S., 2006; Mokni M., 2007).
Витамины. Витамины группы В обеспечивают функционирование огромного количества нейробиохимических процессов. Недостаток этой группы витаминов, особенно В 6, В 9(фолиевой кислоты) и В 12, нарушает передачу нервных импульсов и повышает уровень свободных радикалов (Selhub J., 2010).
Установлено, что даже незначительное снижение уровней витаминов группы В в организме приводит к снижению умственных способностей и дальнейшему развитию слабоумия (Tucker K., 2005; Haan M., 2007; Quadri P., 2005).
В пожилом возрасте поддержка высокого уровня фолиевой кислоты сохраняет объём некоторых отделов головного мозга (гиппокампа, миндалевидного тела), сохраняет структуру белого вещества головного мозга по данным томографии (Scott T., 2004).
Для работы мозга важен ниацин (витамин В 3), так как он необходим для выработки энергии в нервных клетках. Это важно, так как в организме мозг производит наибольшее количество энергии на единицу массы (Shoffner J., 1995; Ames B., 2004; Kidd P., 2005).
L-карнитин. Осуществляет транспорт жирных кислот в клетках в энергетические станции митохондрии для получения энергии. С возрастом падает его продукция в клетках и процесс выработки энергии из жирных кислот нарушается.
Добавки с карнитином облегчают течение диабета II типа и инсульта (Mynatt R., 2009; Hota K., 2011).
Приём карнитина поддерживает здоровье мозга при возрастном угасании мыслительной активности и болезни Альцгеймера (анализ 21 исследования с участием более чем 1200 пациентов) (Montgomery S., 2003). Обращает на себя внимание кумулятивный эффект. То есть при регулярном приёме с течением времени эффект нарастает.
Карнитин улучшает познавательные функции и проведение нервных импульсов (Ando S., 2001), укрепляет энергетические станции клеток митохондрии, укрепляет оболочки нервной клетки и нервов (Barhwal K., 2008), повышает уровень антиоксидантной защиты (Alves E., 2009) и усиливает развитие нервных клеток (Taglialatela G., 1991; Taglialatela G., 1995).
Фосфатидилсерин. Как и омега-3 жирные кислоты, фосфатидилсерин является особенно важным компонентом стенок нервных клеток. Комбинация фосфатидилсерина и докозагексаеновой омега-3 жирной кислоты обеспечивает в мозге связи между нервными клетками и передачу нервного импульса (Kidd P., 2008). Приём фосфатидилсерина улучшает мыслительную деятельность у пожилых людей (Richter Y., 2010; Kato - Kataoka A., 2010; Vakhapova V., 2010).
Гинкго билоба. Листья гинкго билобы высоко ценились на протяжении всей человеческой истории, используются и в качестве пищевой добавки, и как лекарственное средство.
Гинкго билоба в первую очередь улучшает мозговой кровоток (Mashayekh A., 2011). Применение только гинкго билобы незначительно улучшает мыслительные функции при болезни Альцгеймера или возрастных нарушениях (Birks J., 2009). Но в сочетании с другими компонентами, такими как фосфатидилсерин, витамины группы В и Е, отмечается взаимное усиление и существенное улучшение умственных способностей (Araujo J., 2008; Kennedy D., 2007). Сравнительное исследование эффектов одной гинкго билобы или её комбинации с фосфатидилсерином показали, что комбинация компонентов эффективна для улучшения памяти, в то время как гинкго в одиночку таких эффектов не даёт (Kennedy D., 2007).
Мультивитамины. В современных условиях, при нынешних агротехнологических методиках выращивания и длительного хранения фруктов и овощей, их химической и термической обработки невозможно обеспечить оптимальные уровни микроэлементов, витаминов и минералов, необходимых для поддержания здоровых функций мозга. Комплексная мультивитаминная добавка в виде коллоидного раствора высочайшей биодоступности (до 98%), с гарантированной биодоступностью ингредиентов, в которой витамины и минералы сочетаются с растениями, их носителями и проводниками в организм (например, Лайф Малти-Фактор от ЭД Медицин) восполняет эти питательные пробелы. Поливитамины повышают выносливость мозга при длительной интеллектуальной деятельности и точность выполнения работы, ускоряют решение математических тестов по сравнению с плацебо (в двухмесячном исследовании участвовало свыше 200 здоровых людей среднего возраста, поливитамины сравнивали с пустышкой-плацебо) (Haskell C., 2010).
Брейн Бустер – коллоидная фитоформула для усиленного питания клеток головного мозга:
— выпускается в виде коллоидного раствора высочайшей биодоступности (до 98%), что обеспечивает гарантированное поступление нутриентов к нервным клеткам;
— в составе — основные нутриенты, с доказанным эффектом по поддержке и сохранению эффективной работы головного мозга (комбинация докозагексаеновой омега-3 жирной кислотой, проантоцианидинов экстракта семян винограда, комплекса витаминов группы В, L-карнитина, фофатидилсерина и строго стандартизованного экстракта гинкго билобы);
— производится в строгом соответствии со стандартом cGMP — гарантией качества и безопасности.