"Все действительное разумно, все разумное действительно" - эта универсальная формула Гегеля означает, что, изучив с помощью разума свойства и природу ряда сходных явлений, можно предсказать наличие ("действительность") и характер еще неизвестных явлений той же природы.
Аналогия - основа любого научного метода. В химии это Периодический закон и закон гомологических рядов, в биологии это законы эволюции, в геологии - принцип актуализма, в прикладной математике - методы интерполяции и экстраполяции.
Именно аналогия позволяет, опираясь на известные факты, буквально "на кончике пера" вычислять неизвестное.
Шунгит - минерал в высшей степени удивительный и уникальный. Но уникальность на хлеб не намажешь. Гораздо интереснее его близкие и дальние родственные связи, позволяющие лучше понять, что такое шунгит и как он действует. Для этого нужно обратиться к его "кровным родственникам" - аналогам геологическим и химическим. И тут оказывается, что многие "родственники" шунгита уже признаны научной медициной в качестве лечебных средств либо природных лечебных факторов!
К таким геологическим и биологическим аналогам шунгита можно отнести сапропель, соленые лиманные грязи, торф, нафталанскую нефть и ее аналоги, озокерит (горный воск), а отчасти - деготь и мумиё.
Все эти столь не схожие друг с другом по свойствам и геологическому возрасту вещества объединяет то, что они первоначально образовались из живого вещества, претерпевшего естественные небиологические превращения (химическую эволюцию).
Во всех случаях первичное биологическое вещество было сначала законсервировано в бескислородных условиях в виде биогенных органических осадков - озерных или морских. В дальнейшем первичная органика уплотнялась и претерпела длительную эволюцию в недрах земли.
Но в результате возникли не просто месторождения более или менее горючей органики, но биологически активные органоминеральные бальзамы с особыми - в том числе лечебными - биологическими свойствами.
Итак, сапропель. Сапропели - это сравнительно свежие, водонасыщенные, органоминеральные озерные осадки - одним словом, обычный озерный ил, добываемый прямо из озер. Состав сапропелей весьма индивидуален - что ни озеро, то свой состав осадков. Для сапропелей характерна малая степень превращения органики - в их составе определяется заметный процент усвояемых углеводов, жировых веществ, восков и даже белков, - так на дне озер образуются своего рода белково-витаминные консервы. Поэтому сапропели используются не только как органическое удобрение (как сказал Менделеев про нефть, "топить можно и ассигнациями"), но и в качестве кормовой добавки (до 5 и более процентов от рациона), непосредственно усваиваемой домашними животными. Да-да, именно как корм - естественный силос из пресноводного планктона, скопившийся на дне озер за многие тысячи лет, ничем не хуже силоса искусственного. Но в данном случае для нас важнее, что лечебные грязи со дна многих озер используются в бальнеологии.
Не менее важно и то, что, по единодушному мнению всех геологов, именно из сапропелей - органического ила древнейшего Океана - два миллиарда лет образовались осадочные породы, которые после уплотнения и химической эволюции и стали шунгитом.
Широко известные соленые лечебные грязи крымских лиманов - евпаторийские и им подобные - отличаются от пресноводных сапропелей только тем, что выпавшая на дно органика консервируется не только отсутствием кислорода, но и высокой соленостью воды. Действие этих природных бальзамов на организм уникально и в особой рекламе не нуждается. А в данном случае для нас важнее то, что геологические аналоги биогенных осадков, из которых возник шунгит, обладают безусловной биологической активностью.
Хотя два миллиарда лет назад, когда формировались органические осадки, ставшие шунгитом, существовали только бактерии - о мхах и речи не было, - стоит упомянуть и торф. Торфяные лечебные грязи имеют хорошие вяжущие, заживляющие и антисептические свойства. Во время походов за клюквой, когда волей-неволей приходится черпать сапогами торфяную грязь, выбирать из торфа клюкву и готовить на торфяной воде, я не помню ни единого случая воспаления, потертостей, ссадин и порезов, да и желудочных болезней. Одно плохо - манка в торфяной воде не варится.
Широко известно также свойство торфа на сотни лет консервировать трупы людей и животных, не говоря уже о древесине. Препараты гуминовых кислот, извлекаемых из торфа, используются не просто как удобрения, а как стимуляторы роста растений, то есть как биохимические допинги. Кстати, грязелечение торфом вполне возможно и в домашних условиях - благо за торфом не надо ехать в Крым или на Кавказ.
В медицине и ветеринарии торфяной мох благодаря своим бактерицидным и вяжущим свойствам успешно использовался в качестве перевязочного материала в военно-полевой хирургии.
Важно, что примером торфа еще раз подтверждается правило: мертвая органическая материя, законсервированная в определенных условиях, сохраняет способность стимулировать живое вещество.
Нафталанская нефть - еще один пример биологической активности древней органики, прошедшей более глубокое геохимическое превращение. ? От других, более легких видов нефти лечебная нафталанская нефть отличается малым содержанием летучих фракций, зато в ее составе велико содержание сравнительно мало измененных биологических молекул, сохранивших структурное сходство с гликозидами, алкалоидами, флавоноидами, и другими биоактивными веществами растений. Что, кстати, в свое время стало одним из важнейших доводов в пользу биогенного происхождения нефти.
К озокериту (горному воску) можно отнести все, сказанное про нафталан. В медицине озокерит применяется для горячих аппликаций при болезнях суставов и позвоночника (озокеритолечение). Иногда для аналогичных процедур используется и очищенный белый парафин - но его действие ограничивается только теплом.
Деготь. Хотя деготь имеет искусственное происхождение (сухая перегонка березовой коры и древесины), но сам процесс получения дегтя имеет глубокое сходство с генезисом нефти - просто избыток температуры компенсирует нехватку геологического времени. Это свойство делает применение дегтя в медицине во многом сходным с нафталаном.
Мумиё - еще один убедительный пример растительного сырья, прошедшего длительную естественную переработку. Как известно, широкая известность мумиё в медицине началась в 1970-х годах со случая, когда малоизвестный тогда травматолог Гавриил Илизаров взялся вернуть в большой спорт всемирно известного спортсмена Валерия Брумеля, нога которого была искалечена в катастрофе. Благодаря своему искусству и применению мумиё (называется цифра 2000 граммов) великий спортсмен вернулся на стадион и даже вновь прыгал выше двух метров, хотя, конечно, вновь выйти на уровень мирового рекорда ему не удалось. И если раньше, когда свойства мумиё не были признаны медициной, его добывали самыми немыслимыми путями, то сегодня отличное (проверял на себе) мумиё в промышленной расфасовке - отечественное и индийское - продается в аптеке по весьма доступным ценам. Мумиё представляет собой водорастворимую бурую смолистую массу с характерными бальзамическими вкусом и запахом, содержащую сложный органоминеральный комплекс веществ, первичное растительное происхождение которых можно считать доказанным. Однако крайне интересно, что лечебные свойства мумиё многократно превосходят лечебные свойства исходного материала - растений, произрастающих в тех краях. Получается, что химическая эволюция в недрах земли может многократно увеличивать биологическую активность первичного органического вещества.
Таким образом, если бы мы ничего не знали о целебных свойствах шунгита, то биологические свойства его геохимических аналогов все равно подвели бы нас к открытию его целительной силы "на кончике пера" - сначала в теории, а потом на практике. Ведь, в отличие от истории и политики - наук "неестественных", - в естественных науках принцип аналогии давал и дает неизменно превосходный результат.
Хочу еще раз повторить: "Все действительное разумно, все разумное действительно".
© Орлов А. Д., 2004
© Издательство "ДИЛЯ", 2004
© Оформление "Издательство "ДИЛЯ", 2004
Сайт фирмы "ДИЛЯ": www.dilya.ru