- Резистентность (устойчивость) к ограничению калорийности
- «Подводные камни» на пути коррекции массы тела
- Рассогласование ритмов углеводно-жирового обмена и ритма питания
- Рассогласование ритмов сон-бодрствование и естественной освещенности
- Ожирение и воспалительные заболевания
Резистентность (устойчивость) к ограничению калорийности
При снижении массы тела со временем формируется резистентность (устойчивость) к диетическим и прочим лечебным мероприятиям, проявляющаяся остановкой снижения массы. Это связано с достижением изокалорийного состояния организма, когда на фоне гипокалорийной диеты восстанавливается баланс расхода и потребления энергоносителей, но на более низком уровне. Применение Лептоника (Вазолептина) отодвигает наступление фазы резистентности за счет стимуляции основного обмена, но полностью не отменяет этого явления.
Преодоление этого барьера возможно тремя способами:
- дальнейшее снижение калорийности суточного рациона;
- физиотерапия и массаж;
- увеличение уровня физической активности.
Дальнейшее снижение калорийности нежелательно, поскольку требует адаптации пищевых стереотипов к новым условиям, провоцирует рост чувства голода, вызывает появление симптомов физического недомогания (вследствие развития ацидотического криза) и повышает вероятность отказа пациента от дальнейшей коррекции массы тела.
Альтернативой ультрагипокалорийным диетам является применение разгрузочных дней (1-2 раза в неделю). Преимуществом разгрузочных дней является более мощная стимуляция мобилизации жира из жировой ткани, поддержание адекватной моторно-секреторной активности желудочно-кишечного тракта, отсутствие риска развития дисбактериоза.
Разгружаться лучше всего на фруктово-овощной диете. При этом желательно употреблять сырые овощи и фрукты. Количество овощей и фруктов при этом не ограничено. Наиболее популярной является яблочная диета, хотя у лиц с патологией желудочно-кишечного тракта эта диета может вызывать диспепсические явления в виде дискинезий и метеоризма. В таких случаях предпочтительнее кефирная диета.
Из физиотерапевтических мероприятий мобилизации жира способствуют обертывания, душ Шарко, сауна.
Физические нагрузки должны быть средней интенсивности и цикличными по характеру (ходьба, бег, плавание, лыжи). Выбор и интенсивность их зависит от уровня переносимости физической нагрузки, поскольку основное значение имеет не интенсивность нагрузки, а ее продолжительность. Поскольку при физической нагрузке мобилизация жира из депо наступает после истощения запасов гликогена, продолжительность ее должна быть не менее часа. Из биодобавок спортивного назначения целесообразно перед тренировкой принимать 1-карнитин, поскольку он является коферментом для 2-х ключевых ферментов окисления жиров - карнитинпальмитоилтрансфераз I и II.
Следует воздерживаться от дневного сна, особенно лицам с проявлениями метаболического синдрома, поскольку сон вызывает подъем уровня секреции соматотропного гормона, запускающего синтез глюкозы и вызывающего резистентность к инсулину.
«Подводные камни» на пути коррекции массы тела
Всегда ли алиментарное ожирение является следствием переедания? На первый взгляд, вопрос кажется абсурдным - а как же иначе? Ведь в противном случае это было бы нарушением закона сохранения энергии! Но все не так просто. Существует множество людей, которые набирают массу тела, находясь на практически изокалорийном рационе.
На практике выглядит это так.
Человек не страдает обжорством, но медленно и неуклонно набирает массу тела. В год такой прирост является совсем незначительным - всего каких-нибудь 1,5-2 кг. Казалось бы, какая мелочь!
Но... увы и ах! Эта «мелочь» оказывается огромной проблемой. Простые диетические ограничения для коррекции массы тела оказываются малоэффективными! Человек ценой огромных мучений, жестко ограничивая себя в еде на протяжении месяцев, получает удручающе мизерный результат, а после возвращения к изокалорийному рациону стремительно восполняет потерянные килограммы. А дальше снова - прибавка в 1,5-2 килограмма в год, которая за 10-15 лет превращается в лишние 20-30 килограммов. Причем растет в основном живот...
За эти годы присоединяется и ряд таких заболеваний как гипертоническая болезнь и атеросклероз со своими осложнениями ишемической болезнью сердца и атеросклеротической энцефалопатией, - которые приводят к вынужденным ограничениям физической активности и усугубляют клинические проявления ожирения.
В настоящее время известен ряд факторов, лежащих в основе такого прогрессирующего течения ожирения. Ниже будут рассмотрены наиболее весомые из этих факторов, показана их роль в развитии ожирения и пути устранения.
Рассогласование ритмов углеводно-жирового обмена и ритма питания
Не является секретом, что график суточной активности современного человека, по сравнению с человеком, жившим, скажем, в середине 19-го века, претерпел кардинальную перемену. Резкий рост количества людей, занятых в сфере услуг, торговли, индустрии развлечений и других профессиях, связанных с работой по скользящему графику, привел к увеличению количества расстройств, связанных с нарушениями биологических ритмов. Это также в полной мере относится к нарушениям ритма питания. Для современного человека характерным является основной прием пищи в вечернее и ночное время - с предсказуемыми последствиями в виде проблемы избыточной массы тела, заболеваний сердечно-сосудистой системы, эндокринной, онкологической и многой другой патологии, которую принято обозначать термином «болезни цивилизации».
Как показано исследованиями, причина ожирения не только в абсолютном количестве калорий, получаемом в сутки, но и в графике приема этих калорий. Оказывается, судьба калорий, попавших в организм, неодинакова в зависимости от времени суток.
Биологическая ночь, определяемая как период суток, в который вырабатывается мелатонин, характеризуется повышенной резистентностью к инсулину и это является сутью суточных ритмов обменных процессов в организме. Естественно, что пищевая нагрузка вызывает неодинаковые сдвиги в обменных процессах в зависимости от того, на какое время она приходится. Если она в основном приходится на вечерне-ночное время, то это усугубляет физиологическую инсулинорезистентность и приводит к развитию нарушений липидного обмена, характерных для метаболического синдрома. Это подтверждается исследованиями, выполненными как на животных, так и на людях с инверсией суточного ритма активности, в частности, на водителях такси. Близкие результаты были получены на людях, работающих вахтовым методом в Арктике и Антарктике.
При этом в проведенных исследованиях все люди находились на стандартизированном изокалорийном рационе, получая достаточное количество микронутриентов, что исключает участие чисто алиментарных факторов в данном феномене.
Очень важным выводом, который можно сделать из результатов этих исследований является тот, что при рассогласовании ритма питания и ритма обменных процессов первичным событием является формирование метаболического синдрома с развитием жирового гепатоза и висцерального ожирения, к которому впоследствии присоединяется и периферическое.
Единственным путем устранения нормализации режима питания является поведенческий. Способ весьма тривиален и общеизвестен - не есть на ночь. Но как «отдать ужин врагу», если работать приходится 12-часовыми сменами, а стандартный обеденный перерыв приходится на 12-13 часов. При этом рабочий день заканчивается в 19-20 часов, а реальное время ужина в среднем приходится на 21-22 часа. Период голода между обедом и ужином при таком режиме питания составляет около 10 часов, неудивительно поэтому, что не обед, а ужин поневоле будет основным приемом пищи!
Представьте, многие ли сумеют при таком режиме соблюдать «золотое правило» - не есть после 18 часов?! Это правило явно устарело и не соответствует реалиям жизни современного человека. Оно больше соответствует жизни средневекового крестьянина, чей режим активности был привязан к ритму естественной освещенности - вставать с рассветом, и ложиться спать в сумерках.
Какой же выход из этой тупиковой ситуации можно предложить? Выход один - организовать прием пищи в 16-17 часов, который должен быть основным. Тогда реально будет ужин сделать действительно легким, и основной прием пищи будет происходить до начала фазы физиологической инсулинорезистентности. Также не следует пропускать завтрак и второй завтрак - они помогут не испытывать голода в течение дня.
Особо следует остановиться на рекомендациях по режиму питания у лиц, рабочий график которых связан с инверсией суточного ритма физической активности.
Питание в ночное время должно быть организовано следующим образом:
- нужен дробный прием пищи небольшими порциями с интервалами в 3 часа;
- крайне нежелателен прием пищи во временной интервал с 24 до 2 часов;
- рацион должен содержать большое количество медленноусвояемых углеводов (не сахара!) и малым содержанием жиров;
- пища должна содержать большое количество пищевых волокон.
Рассогласование ритмов сон-бодрствование и естественной освещенности
Изучение молекулярно-генетических механизмов регуляции ритмов углеводного и жирового обмена выявило, что одни и те же гены определяют ритмичность обменных процессов и ритм сон-бодрствование. Очень важным отличием человека, скажем, от грызунов является жесткость ритмов обмена веществ и его строгая привязка к ритму сон-бодрствование.
Из сказанного следует важный вывод - нарушение синхронизации ритма сон-бодрствование и ритма естественной освещенности (ритм день-ночь) является второй причиной нарушений обменных процессов.
Каковы клинические проявления такой десинхронизации?
Это комплекс нарушений сна в виде бессонницы, трудного засыпания, ночных пробуждений, ощущения вялости, заторможенности по утрам.
Давно известно, что нарушения сна являются составной частью симптомов, характерных для ожирения, и наоборот, нормализация массы тела приводит к исчезновению этих симптомов, поэтому коррекция ритма сон-бодрствование должна занимать важное место в комплексной терапии ожирения.
В чем должна заключаться нормализация ритма сон-бодрствование?
Во-первых, нужна коррекция на поведенческом уровне. Для этого нужно определить время легкого засыпания, когда появляется зевота, сонливость и в это время ложиться спать. При ожирении во многих случаях засыпание в эту временную точку не гарантирует отсутствие ночных пробуждений с последующей бессонницей в течение 2-3 часов, поэтому необходима фармакологическая коррекция сна. Идеальным вариантом является применение БАД Лептоседин за полчаса до времени легкого засыпания. Эта биодобавка имеет ряд преимуществ перед лекарственными препаратами - она не нарушает структуру сна и не обладает эффектами отдачи и последействия.
Также нужно отказаться от привычки поваляться в постели после пробуждения и от послеобеденного сна. Такой сон не является полноценным и служит дополнительным десинхронизатором ритма сон-бодрствование. Наихудший вариант - послеобеденный сон после приема пищи, поскольку он также вызывает состояние инсулинорезистентности за счет усиления выработки соматотропного гормона.
Во-вторых, нужна фармакологическая коррекция уровня дневной активности путем применения тонизирующих средств.
Сочетание приема седативных средств на ночь перед сном и тонизирующих в первой половине суток позволяет навязать организму новый (а, вернее сказать, забытый старый) ритм сон-бодрствование, в наибольшей степени отвечающий его хронотипу и потребностям коррекции массы тела. Этот момент частично учтен в «Рецепте успеха», куда входит Лептоник, хорошо зарекомендовавший себя в исследованиях по коррекции избыточной массы тела. При наличии артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца и нарушений мозгового кровообращения вместо Лептоника следует применять Вазолептин.
Ожирение и воспалительные заболевания
Одной из функций липидов крови в организме является антитоксическая. Известно, что липопротеины крови являются активными сорбентами для бактериального липополисахарида и других микробных токсинов, ограничивающими их системное действие. Этот механизм является очень древним и эволюционно предшествует появлению иммунной системы.
Запуск воспалительной реакции сопровождается усилением синтеза липидов печенью (в основном холестерина и нейтральных жиров) с одновременным угнетением их депонирования в жировой ткани и окисления жирных кислот в печени и мышцах. В результате всех этих процессов содержание липидов в крови растет в основном за счет липопротеинов низкой и очень низкой плотности.
Понятно поэтому, что наличие хронического воспалительного процесса делает очень проблематичной успешную коррекцию избыточной массы тела.
Возникающие в процессе воспаления нарушения липидного обмена усугубляются еще и тем, что жировая ткань сама является весьма иммунологически активным органом. Поскольку она вырабатывает ряд факторов воспаления, больные ожирением обладают намного большей склонностью к развитию хронических воспалительных заболеваний - дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др.
Таким образом, при ожирении формируется порочный круг на уровне иммунной системы, который необходимо разорвать для успешного лечения ожирения.