П.А. Шаблин,
президент ЭМ-кооперации г. Москва
СОВРЕМЕННЫЕ производственные процессы связаны с выбросом в атмосферу, почву и воду огромных количеств токсических веществ. Одни - биоциды - прямо поступают в окружающую среду, например, в процессе сельскохозяйственного производства. Другие попадают в биосферу в виде отходов промышленного производства. Многие из этих токсикантов различными путями попадают в пищевые цепи экосистем, где их концентрация нередко доходит до уровня, опасного для здоровья населения.
Основными токсикантами продуктов питания являются тяжелые металлы и их соли, пестициды, нитраты, патогенная микрофлора и вирусы, их токсины. По различным данным, около 30 % производимого продовольствия в России не соответствует по содержанию вредных веществ требуемым нормативам, а доля некачественного импорта доходит до 70 %.
Масштабное наращивание производства полноценных и экологически чистых продуктов питания - проблема, до настоящего времени так и не решенная. Цена решения этой проблемы путем химизации сельского хозяйства оказалась слишком высокой. Химизация нарушает саморегуляцию в живой природе, ослабляет защитные силы растений, животных и человека. Теперь стало окончательно ясно, что минеральные удобрения действуют как допинг, выжимая последние соки земли. А чтобы истощенная почва могла давать достаточный урожай, необходимо вносить в нее удобрения, хорошо сбалансированные хотя бы по макро- и микроэлементам, что практически невозможно из-за крайней дороговизны мероприятий, необходимых для поддержания такого баланса. Но даже при выполнении этих условий никакие минеральные удобрения не могут восполнить в почве биологически активные вещества, включающие ферменты, витамины, кислоты и т.д - то, что обычно называют биогумусом. Без этих биологически активных веществ ни почва, ни растение не могут быть здоровыми и обеспечивать достаточную урожайность. К тому же мы вынуждены бороться с болезнями растений, снова применяя химические средства. Биологические же средства защиты растений, как правило, эффективны лишь в тех случаях, когда предварительно были осуществлены мероприятия по оздоровлению самой почвы.
Продовольственно-экономические проблемы можно решить с помощью ЭМ-технологии.
Чтобы понять принцип действия ЭМ-технологии, прежде всего, необходимо представить динамику противостояния двух сил, существующих в живой природе. Первая, назовем ее силой регенерации, наполняет все энергией и движением; она продуктивна, полезна и животворна. Это - жизнеутверждающая сила. В противоположность ей вторая, назовем ее силой дегенерации, представляет процесс разрушения; она ведет к загрязнению, отравлению, гниению и распаду.
Что же стоит за этими силами, что их инициирует и осуществляет регуляцию? Данные исследований свидетельствуют, что контроль над регенерацией и дегенерацией в живой природе зависит от мельчайших форм жизни - микроорганизмов. Речь, в первую очередь, пойдет о регенерирующей силе так называемых анабиотических микроорганизмов.
Состояние почвы - точный индикатор того, какая из двух сил в ней преобладает. Почвы, насыщенные анабиотическими или регенеративными микроорганизмами, исключительно плодородны без применения агрохимикатов, а растения на таких почвах практически здоровы. Когда же в почве преобладают дегенеративные или патогенные микроорганизмы, рост растений замедлен, они больны и слабы, заглушены сорняками и поражены вредителями. На больной почве земледелец вынужден применять ядохимикаты и удобрения и травить тем самым растения, а вместе с ними и все то, что делает землю живой. Полезная микрофлора в этом случае еще больше замещается болезнетворными формами.
В почве между разными сообществами имеется прямая зависимость. Существует тенденция: при преобладании вредной микрофлоры превалируют и вредные насекомые, при преобладании полезной — их численность сокращается в пользу полезных насекомых. Так например, дождевой червь гибнет там, где доминируют патогенные микроорганизмы, а колорадский жук уходит с оздоровленного участка, где побеждают полезные микробы. Можно сделать простой вывод: чтобы оздоровить почву, восстановить ее плодородие, надо позаботиться в, первую очередь, о ее полезной микрофлоре.
Иначе говоря, забота о плодородии почвы заключается в «размножении и кормлении бактерий и прочих живых существ», обитающих в ней. Накорми микробы и дождевых червей, а они, в свою очередь, накормят растения. Потому что ни минералы, ни органика сами по себе не переходят в легко усваиваемые растениями формы. Эту функцию выполняют обитатели почв, о которых-то и надо позаботиться в первую очередь, чтобы земля и впредь была живой.
С помощью микробов, дождевых червей и любой органики можно за 2-3 года восстановить плодородный слой земли. Оживлению почвы и ее ускоренному гумусообразованию, оздоровлению растений, животных и человека и служит ЭМ-технология.
Впервые ЭМ-технология появилась около 10 лет назад в Японии. Японский ученый доктор Теруо Хига сумел создать сверхсложный комплекс из полезных бактерий, который он назвал Эффективными Микроорганизмами, отсюда и название «ЭМ». В 1997 г. мне удалось посетить Институт ЭМ-технологии в префектуре Ямагата и изучить применение ЭМ-технологии в медицине и растениеводстве. По возвращению в Улан-Удэ, под впечатлением от увиденных впечатляющих результатов, я сразу же приступил к организации научно-исследовательских работ с привлечением почвоведов, микробиологов, врачей. Результатом нашего труда стало создание своего собственного отечественного ЭМ-препарата. Наш подход к решению проблем, связанных с оздоровлением почвы, растений и животных, оказался не менее оригинальным, чем ноу-хау японцев. Результаты производственных испытаний ЭМ-технологии в России заставили многих специалистов изменить скептический взгляд на ее возможности.
Необходимо отметить, что большинство окислительно-восстановительных процессов в почвах изучено недостаточно. Во многих случаях переход ионов в низковалентные формы способствует повышению их геохимической подвижности. Так, двухвалентные формы ионов железа и марганца значительно более подвижны, чем высоковалентные. Низковалентные соединения азота и серы отличаются летучестью. Однако для урана, ванадия, молибдена и хрома наиболее растворимыми и геохимически подвижными являются высоковалентные окисленные формы. Есть основания предполагать, что регенеративные микроорганизмы избирательно переводят более токсичные элементы в неподвижные формы и, наоборот, элементы, активно участвующие в наращивании биомассы, - в подвижные. Во всяком случае, достоверно известно, что тяжелые металлы могут образовывать сложные комплексные соединения с органическим веществом почвы, поэтому в почвах с высоким содержанием гумуса они менее доступны для поглощения растениями. Известно также, что при высоком уровне загрязнения почвы тяжелыми металлами чувствительные культуры (например, салат) практически погибали, а более устойчивые (зерновые) снижали биомассу на 50-80 %. При использовании ЭМ-препарата увеличивалось содержание гумуса в почве и соответственно резко увеличивалась урожайность культур. Содержание же тяжелых металлов в растениях при этом снижалось.
Среди мутагенов окружающей среды пестициды занимают первое место. В отличие от техногенного загрязнения тяжелыми металлами, проблему пестицидных токсикантов можно решить простым отказом от применения химических пестицидов. Следует отметить, что нестойкие пестициды, на которые возлагались большие надежды, в большинстве своем оказались токсичнее, чем ДДТ. Но использование инсектицидов для уничтожения вредных насекомых в конце концов приводит не к подавлению, а к более массовому размножению подавляемых видов и к появлению вторичных вредителей. Учитывая все это, следует признать необходимость отказа от применения пестицидов, тем более, что ЭМ-технология может успешно решать проблемы борьбы и с сорняками, и с вредителями, и с болезнями растений.
Регенеративную силу культур ЭМ-микроорганизмов можно использовать для борьбы с сорняками. Так, осенью, после уборки урожая, ЭМ-микроорганизмы вносятся в почву для стимуляции роста сорняков, после чего последние уже не способны перезимовать. А подрезание корневой системы сорняков при внесении раствора ЭМ-препаратов вызывает молочнокислое брожение в корневых ранках и их гибель.
ЭМ-технология стремительно обретает популярность в России. За три года научных и производственных испытаний у энтузиастов ЭМ-технологии появились веские основания по праву считать: ЭМ-технология - надежда планеты.