С.И. Христенко,
кандидат биологических наук г. Харьков
Мои профессиональные интересы относятся к области почвенной и сельскохозяйственной микробиологии. Работать с препаратом «Байкал ЭМ-1» я начал в апреле 2000 года. Работы проводил в двух направлениях. Как научный сотрудник я изучал влияние ЭМ-технологии на микрофлору почвы, а как владелец дачного и огородного участков проверял эффективность препарата при выращивании собственных овощей.
В октябре я получил приглашение организаторов Международной конференции по ЭМ-технологии и дал согласие доложить о результатах своих исследований.
Конференция в Воронеже охватила более широкий круг проблем, чем вопросы применения ЭМ-технологии. Можно выделить несколько основных ее направлений. Прежде всего - это сообщения о результатах применения ЭМ-технологии, о возможных социальных последствиях ее внедрения и даже о философских аспектах. Поскольку ЭМ-технологию можно рассматривать как систему органического земледелия, часть выступлений ученых была на экологические темы. Были доклады, посвященные проблемам охраны окружающей среды без применения ЭМ-технологии. И еще одно направление - сугубо практическое: рассматривались результаты деятельности региональных ЭМ-центров, решались организационные вопросы, вырабатывалась стратегия внедрения ЭМ-препаратов в России и Украине.
Доклады участников из Харькова, а мы были не единственными представителями Украины, слушались, как мне кажется, с большим интересом. Об этом свидетельствует большое количество вопросов, заданных докладчикам в ходе выступлений и в кулуарах конференции.
Свой доклад я построил из двух частей. Одна была посвящена вопросу влияния ЭМ-технологии на различные группы микробного сообщества черноземной почвы и исследованию токсических свойств почвы после ее применения. Вторая часть была связана с вопросами влияния отдельных элементов ЭМ-технологии (опрыскивание, замачивание, внесение ЭМ-компоста) на урожайность разных сортов картофеля.
Суть выводов, вытекающих из проведенных мною исследований, сводилась к следующему: ЭМ-препараты оказывали воздействие на численность отдельных групп почвенных микроорганизмов, характер влияния был разным в зависимости от агрофона, на котором они применялись, и от выращиваемой овощной культуры. Токсического влияния на почву не обнаружено. Наоборот, почвенная водная вытяжка отдельных вариантов опыта (не всех) оказывала стимулирующее воздействие на прорастание замоченных в ней семян капусты. Стимулирующий эффект опять же зависел от агрофона и выращиваемой культуры.
При выращивании картофеля была установлена зависимость эффективности ЭМ-препарата от сортовых особенностей картофеля. Два из пяти сортов не дали достоверной прибавки относительно контрольной группы. У трех остальных прибавка урожая составила от 15 до 36 % в зависимости от использованного приема внесения ЭМ-препарата. Следует сказать, что у меня не было возможности при выращивании картофеля применять ЭМ-технологию в полном объеме, а были испытаны лишь отдельные ее элементы.
Как известно, значительная часть работы конференции проходит при непосредственном общении участников в кулуарах. В неформальной обстановке можно было выяснить ряд вопросов, которые возникли в процессе работы с ЭМ-препаратом, узнать личное мнение (пусть субъективное) специалистов и разработчиков препарата. Меня как микробиолога интересовал вопрос обнаружения в почве специфических микроорганизмов, которые являются индикатором применения ЭМ-технологии. Второй интересный аспект - повышение эффективности ЭМ-препарата. Это и стало предметом моей беседы с Раисой Васильевной Булгадаевой, которая принимала непосредственное участие в микробиологических исследованиях при разработке «Байкала ЭМ-1».
Как стало понятно из беседы, индикаторного вида или группы видов микроорганизмов пока не установлено, поскольку почвенный микробный ценоз (сообщество микроорганизмов) - очень сложная многокомпонентная система, подверженная влиянию множества факторов окружающей среды. Скорее всего, оценка влияния ЭМ-препарата должна производиться путем анализа нескольких микробиологических показателей и активности ряда ферментов, что требует своих исследований. Была получена рекомендация контролировать сам препарат путем просмотра его под микроскопом, при этом в поле зрения должна быть высокая плотность клеток микробов при максимальном разнообразии их форм. Сама же эффективность препарата будет высокой при поддержании большой численности живых клеток эффективных микроорганизмов в обрабатываемой почве. Такая плотность в почве, по мнению разработчиков «Байкала ЭМ-1», достигается применением всего комплекса приемов ЭМ-технологии.
Эти положения я думаю проверить уже в сезоне следующего года.