Директора-Президенты, г. Новосибирск
Многие люди считают лидерство «врожденным превосходством». Другими словами, либо это качество у вас есть, либо его нет. Для большинства понятие лидерства предполагает наличие одного человека, исполняющего роль диктатора или «сверхчеловека», который знает ответы на все вопросы, принимает все решения и берет на себя все обязанности лидера. Себя же в качестве лидера они не представляют вообще.
На самом деле, люди гораздо чаще рождаются просто людьми. А просто человек — это как? Это человек, который может стать лидером. Так ли это сложно, как кажется на первый взгляд? Нет. Научно доказано, что ресурсы человеческого мозга реализуются не более, чем на 10 %. Куда уходит все остальное? Что такое — быть лидером? Обязательно ли для этого возглавлять революцию или завоевывать весь мир? А может, просто нужно отвечать за свою судьбу, уметь ставить и достигать цели?
Так что же такое «лидерство»? На сегодняшний день существует несколько подходов к лидерству:
1) теория черт личности;
2) ситуационный подход;
3) групповой подход.
Теория черт личности
Не подлежит сомнению, что некоторые люди обладают врожденным превосходством, которое позволяет им доми- нировать и оказывать влияние на людей своего окружения. Это явление так же очевидно, как и загадочно. Оно наблюдается в любом сообществе, во всех культурных слоях. В школе, университете, на фабрике и заводе, в лаборатории и цехе, во взводе и батальоне всегда найдутся люди, которые с полным на то правом занимают лидирующее положение.
Предположение, что лидерами рождаются, а не становятся, смещает фокус с обучения лидерству на отбор. Иными словами, предпочтение отдается определению тех, кому повезло родиться с качествами лидера, а возможность обучения лидерству отрицается. Однако в настоящее время доказана ложность этой посылки.
С другой стороны, было бы неправильным вообще отрицать важность определенных черт характера для становления лидера. Сама по себе смелость не способна сделать вас лидером сражения, но без нее вы не станете лидером.
Лидерство (как врожденное, так и приобретенное), предполагает наличие у человека таких качеств, как:
Инициатива — склонность инициировать или начинать действия, способные расшевелить коллектив.
Настойчивость — способность терпеть, упорство. Очень полезна, когда члены структуры склонны отступать или впадать в отчаяние.
Эффективность — достижение максимального результата с минимальными усилиями.
Трудолюбие — силы и желание упорно трудиться.
Смелость — готовность идти на риск.
Честность — отказ от любого рода лжи, обмана и подлога; «качество, которое заставляет людей доверять вам».
Уверенность в себе — уверенность в своих силах и возможностях.
Справедливость — способность быть непредубежденным.
Сила духа — стойкость и воля в трудной ситуации.
Последовательность — твердость и верность своим принципам.
Юмор — неоценим для снятия напряжения у коллектива, отдельного консультанта или у самого лидера.
Такт — понимание того, что уместно, а что нет по отношению к консультантам и людям вообще.
Большинство людей соглашается с тем, что, в первую очередь, лидер должен быть личностью в обычном понимании этого слова.
Таким образом, можно с большой уверенностью утверждать, что лидерами гораздо чаще становятся, чем рождаются, потому что очень многие люди, не являясь прирожденными лидерами, обладают задатками вышеназванных качеств. И эта искра обнаруживается, развивается и извлекается на поверхность с помощью обучения. Правильно определенные приоритеты в обучении консультантов — залог успеха Компании в целом. Консультанты, которые полны желания изучить природу лидерства, могут быть уверены, что обучение в нашей Компании нацелено, в первую очередь, на формирование именно этих качеств, и они обязательно добьются своей цели. Успешный человек любит решать задачи большой сложности.
Ломать голову над сложной задачей пытаются многие, но немногие способны выдавать гениальные идеи. Например, кровать, чтобы не скрипела, смазывать кремом от морщин. Или для подравнивания кустов в саду использовать электробритву, а аэродром чистить пылесосом. Отстреливать моль с шубы из малокалиберной винтовки, разглаживать утюгом хек, чтобы превратить его в камбалу.
Лидера от обывателя отличает не столько ум или гениальность, сколько бесстрашие перед странными задачами.
Сила индустрии МЛМ в том, что здесь объединены люди разных возможностей, разных потенциалов, им даётся возможность развить лидерские качества. Любой консультант может преуспеть в АРГО, в отличие от тра- диционного бизнеса, в котором, как правило, побеждают именно прирожденные лидеры. Исключения в традиционном бизнесе бывают крайне редко.
Ситуационное лидерство
Гете и Бетховен никогда не стреляли лучше всех
и не пробегали стометровку, как чемпионы
В основе другой теории лидерства лежит концепция ситуации. В своем крайнем выражении эта теория вообще отрицает существование такого понятия, как прирожденный лидер, и утверждает, что все определяется ситуацией. Одни ситуации делают лидером одного человека, а другие — другого. Этот подход утверждает, что лидер и «стиль лидерства», который он выбирает, обуславливаются исключительно ситуацией.
Для иллюстрации представим себе людей, которые выжили после кораблекрушения и попали на берег тропического острова. Оказавшийся среди них солдат возьмет на себя командование в случае нападения туземцев, строитель организует работы по постройке жилья, а фермер будет руководить выращиванием растений. Другими словами, лидерство будет переходить от одного члена группы к другому, в зависимости от ситуации. В данном случае слово «ситуация» обозначает стоящую перед группой задачу. Такой подход имеет определенные преимущества. Он подчеркивает важность знаний, касающихся конкретной проблемной ситуации. Как сказал один писатель, «власть переходит к тому, кто знает». Именно неумение, а еще чаще нежелание увидеть и признать ситуативного лидера, превращает руководителей структур в маленьких «диктаторов», портит отношения с людьми и сдерживает рост как начинающего лидера, так и самого «диктатора».
Не надо обладать сверхвозможностями для того, чтобы освоить несколько навыков из приведенного ниже спис- ка. (Каждый из пунктов (навыков) может быть использован как тема школы для консультантов):
1) работа с первым поколением;
2) работа со спонсором;
3) работа со списком знакомых;
4) работа по объявлениям;
5) работа по телефону;
6) использование визиток;
7) использование офиса;
8) работа с иногородними;
9) участие в городских семинарах;
10) участие в выездных семинарах;
11) проведение своих школ;
12) проведение школ дистрибьюторами первой линии;
13) цель (постановка и достижение);
14) ежедневное планирование;
15) еженедельное планирование.
16) планирование работы на месяц;
17) работа над собой (программа личностного роста);
18) личное использование продукта;
19) использование призовых программ;
20) мотивация структуры на изучение и работу с новым продуктом;
21) личные продажи;
22) отслеживание результата у клиентов;
23) работа с активными лидерами нижних поколений;
24) чтение литературы, самообразование;
25) чтение афирмаций;
26) использование литературы в работе;
27) создание печатных методичек, инструментов для работы консультантов;
28) презентация на предприятиях (с целью информировать о продукции);
29) работа с врачами;
30) посещение консультантами существующих школ (в основных ИЦ);
31) участие в тренингах;
32) проведение тренингов;
33) проведение семинаров по бизнесу;
34) День клиента;
35) пакетный метод работы;
36) «холодные» контакты;
37) организация и прохождение сертификационных курсов у производителей.
Используя этот список, вы можете оценить свой использованный (неиспользованный) потенциал. Начертите окружность и проведите 37 радиусов (по количеству пунктов в списке). Присвойте каждому порядковый номер (от 1 до 37).
Теперь оцените себя (или своего консультанта) по пятибалльной системе. Самая большая трудность — оценить объективно, не завышая и не занижая свой вклад. Для этого очень важно проговорить пятибалльные состояния каждого из пунктов.
Например: строчка №1. Отличная работа с первым поколением включает — своевременное информирование консультантов по телефону о событиях, новой литературе и т. д., эмоциональную поддержку, участие этого консультанта в школах и семинарах... Таким образом, вы создадите полную систему обучения своей структуры на первом этапе, поскольку список включает полный, или почти полный, перечень навыков, необходимых консультантам.
Заштрихованная часть внутри круга — это использованный потенциал, остальное —потенциал неиспользованный. На наш взгляд, стремиться освоить все 37 пунктов совсем необязательно. Не всем дано овладеть «холодными» контактами, и не надо. Только следует помнить, что школа такая все равно должна быть, потому что под вами, по теории вероятности, всегда будут люди, которым это будет даваться легко.
Данную методику оценки собственной работы у себя в структуре мы используем давно. Объемы продаж она, сама по себе, не увеличивает, но если вы сможете правильно организовать обучение — ваш групповой объем никогда не будет «застревать» на каких-либо цифрах.
Вывод, который можно сделать из вышесказанного: давайте возможность своим консультантам проявлять свое превосходство (лидерство) в тех областях нашего бизнеса, где они могут себя проявить с лучшей стороны.
Групповой подход
Третье направление исследований лидерства и представлений о нем сфокусировано на коллективе. Этот так называемый групповой подход склонен рассматривать лидерство с точки зрения функций, которые отвечают потребностям группы, а именно: что должно быть сделано в рамках конкретного проекта (в данном случае — в нашей Компании), чтобы добиться успеха.
Если результаты диагностики вашего использованного (неиспользованного) потенциала вас не устраивают, то вы очень легко можете составить программу собственного обучения и приобретения навыков, которая в рамках нашей Компании составит профессиональный минимум.
Профессиональные знания по продукции и маркетинг-плану — это ключевая основа вашего успеха на первых порах. Они играют важную роль на начальных стадиях карьеры. (Поэтому все начинающие в первую очередь идут к медикам, понимая, что им-то легко будет освоить информацию о предлагаемых БАД.) Но одной лишь компетентности, знания продукции и маркетинг-плана в нашей профессии недостаточно (именно поэтому врачи, в силу отсутствия времени и возможности обучаться далее, не так часто достигают больших результатов). По мере увеличения структурного объема консультант должен овладевать более общими навыками, относящимися к лидерству, принятию решений и коммуникации.
50 причин отказа в работе, на которую претендуют*:
- жалкий внешний вид;
- манеры всезнайки;
- неумение изъясняться — слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки;
- отсутствие плана карьеры — четких целей и задач;
- недостаток искренности и уравновешенности;
- отсутствие интереса и энтузиазма;
- невозможность участвовать в делах помимо графика;
- чрезмерное концентрирование на деньгах;
- низкая успеваемость во время учебы;
- нежелание начать «снизу»;
- стремление к самооправданию;
- недостаток такта;
- недостаточная зрелость;
- презрительные
- отзывы о работодателях;
- недостаточная вежливость;
- недостаточное умение ориентироваться в обществе;
- выраженное нежелание учиться;
- недостаточная живость;
- нежелание смотреть в глаза собеседнику;
- вялое рукопожатие;
- нерешительность;
- неудачная семейная жизнь;
- трения с родителями;
- неряшливость;
- отсутствие целеустремленности;
- желание получить работу на короткое время;
- отсутствие чувства юмора;
- мало знаний по специальности;
- несамостоятельность (родители принимают решение);
- отсутствие интереса к Компании;
- акцентирование своих знакомств;
- нежелание отправляться туда, куда потребуется;
- цинизм;
- низкий моральный уровень;
- лень;
- нетерпимость при сильно развитых предубеждениях;
- узость интересов;
- неумение ценить время;
- плохое ведение собственных финансовых дел;
- отсутствие интереса к общественной деятельности; неспособность принимать критику;
- отсутствие понимания ценности опыта;
- радикальность идей;
- опоздания на встречи без уважительной причины;
- отсутствие каких бы то ни было сведений о Компании;
- невоспитанность;
- отсутствие вопросов о работе;
- сильно давящий тип личности;
- неопределенность ответов на вопросы;
- бездельничанье во время отпуска.
* Причины приведены по порядку значимости (перечень подготовлен на основе обзора Ф.С. Эндикота, бывшего директора службы трудоустройства Северо-Западного Университета, Бостон, США).
Из списка отчетливо видно, что недостаточное количество профессиональных знаний стоит только на 28-м месте, тогда как выраженное нежелание учиться, манеры всезнайки, неумение изъясняться, недостаток искренности, такта занимают первые позиции. Преимущество их перед компетентностью, судя по этому списку, очевидно.
Девять человек из десяти терпят неудачи в жизни не из-за недостатка ума, а вследствие слабой воли. Жизненный успех на 80 % обусловлен волей и только на 20 % — умом. Нет воли — нет энергии. Нет энергии — значит, стоишь на обочине жизни. Если нет своих идей и воли, приходится работать на тех, у кого они есть. Если вы такой умный, почему вы такой бедный? Ищите волю, и проблема богатства будет разрешена.
Таким образом, если присмотреться к вопросу лидерства в сетевом маркетинге повнимательней:
1) лидер — качества личности и характера;
2) ситуационное лидерство;
3) потребность определенных качеств внутри профессии, или групповой подход, то присутствие всех трех элементов обязательно обнаружится, причем восприниматься они будут не как альтернативные, а как взаимодополняющие друг друга.
Дорогу осилит идущий!