Всякая болезнь связана с замедлением или остановкой кровообращения в каком-либо месте организма. Также нет болезней без замедления движения межклеточных жидкостей.
При застое крови в капиллярных сосудах появляется возможность для вторжения различных микробов. По поводу лечения инфекционных заболеваний А. С. Залманов говорил очень образно: "Прежде чем применить лечение антибиотиками, дайте действовать полибиотикам. Для этого нужно восстановить кровообращение в капиллярах, то есть очистить кровь, восстановить ее циркуляцию, удалить из крови вредные вещества, открыть дорогу фагоцитозу, омыть микробы циркулирующей плазмой; тогда она склеит, преципитирует, обезвредит и устранит вторгшихся микробов, как вода в реке устраняет свои нечистоты, потому что в каждой капле крови больше антител, чем во всех лабораториях мира".
Излечение инфекционных болезней при применении гипертермических и скипидарных ванн происходит вследствие того, что повышается температура крови и межклеточных жидкостей, а это приводит к сгоранию белковых токсинов и устранению через лимфу, кровь и, наконец, через почки микробных и белковых ядов. Так как белковые токсины - яды - являются избыточными продуктами распада белка, они так же, как токсины микробов, выступают как болезнетворный фактор.
Если изменить фармакологическим путем токи жидкостей и веществ внутри клеток, то клетки неминуемо погибнут. Можно только не медикаментозным путем помочь организму доставить клеткам питательные вещества через артериальные петли капиллярной сети и осуществить выделение ненужных и вредных веществ через венозные петли той же капиллярной сети. При этом состав межклеточных жидкостей останется неизменным. Гидротерапевтическое воздействие на организм, в отличие от фармакологического, как раз и подчинено этой физиологической аксиоме.
Спазм или застой в капиллярах наших пальцев приводит и к отморожению, и к появлению "мурашек", и к симптому "мертвого пальца", и к болезни Рейно, и к появлению зябкости, онемения, одеревенения пальцев, и к нарушению их движений, непослушанию нашей воле. Резкое сужение капилляров ушного лабиринта - органа равновесия - приводит к симптомам болезни Меньера: головокружениям, тошноте, рвоте, слабости, бледности. Спазм капилляров головного мозга вызывает его ишемию и головокружение. У людей, больных глаукомой, можно видеть различные болезненные изменения кожных капилляров. При крапивнице наблюдается резкое болезненное расширение капилляров кожи. В начале развития геморрагического нефрита имеет место массовое сужение капилляров. Болезнь беременных - эклампсия - развивается в результате застоя крови в капиллярах матки, брюшины и кожи.
"При помощи капилляроскопии установлено, что в возрасте 40-45 лет всегда происходит уменьшение числа открытых капилляров. Сокращение их числа постоянно прогрессирует и приводит к высушиванию клеток и тканей. Это прогрессирующее высушивание организма составляет анатомо-физиологическую основу его старения. Ткани, органы человека становятся все более обезвоженными, сухими. Наступает пора артериосклероза, гипертонической болезни, стенокардии, невритов, заболеваний суставов и множества других болезней.
Ретикулоэндотелиальные клетки капилляров защищают их целостность и, подобно дорожным рабочим, очищают капиллярные пути от всякого мусора и препятствий. Например, они фагоцитируют (поедают) старые, ненужные эритроциты. При снижении функции ретикулоэндотелиальных клеток капилляров, селезенки и печени увеличивается количество красных кровяных телец (эритроцитов) - возникает эритремия. Это не болезнь крови, как считают гематологи, а болезнь капилляров селезенки и печени. Старые полумертвые и мертвые эритроциты не фагоцитируются капиллярными клетками, продолжая циркулировать по перенаселенным капиллярным сосудикам, закрывая и замедляя кроваток в них. Временами эти "кровяные старички" перекрывают своими тельцами кроваток и вызывают кровоизлияние. Удаление умерших эритроцитов из организма производится и почками, через 2 600000 почечных клубочков (нефронов). Ежедневно нефронам приходится выводить около 200 млрд. эритроцитов-трупов. Каждый почечный нефрон должен удалять до 200000 мертвых эритроцитов в день. Гематологи обычно не обращают должного внимания на состояние почек при лечении болезней крови, тогда как для успешного лечения этих болезней необходимо в первую очередь наладить выведение из организма погибших эритроцитов и лейкоцитов, чтобы не допустить интоксикации (отравления) белковыми токсинами, которые образуются при их распаде.
При всех суставных болезнях наблюдается застой крови в капиллярной сети. Без такого застоя не существует ни артрита, ни артроза, ни деформации суставов, сухожилий, костей, не существует мышечной атрофии.
Застой в капиллярах обнаруживается после мозговых инсультов, при стенокардии, склеродермии, слоновости (лимфостазе), детском церебральном параличе.
Мышечная атрофия при болезнях суставов возникает не вследствие их заболевания, как думают ортодоксальные медики. Она проистекает от мышечной капилляропатии, то есть от капиллярного застоя и слабого снабжения мышечных клеток кровью и лимфой. При восстановлении кроволимфотока в мышечных тканях исчезает их атрофия.
Так называемые нейровегетативные симптомы, такие как бледность кожных покровов, онемение, потение конечностей, ощущение в них холода, парестезия (неприятные ощущения в виде покалывания, жжения, ползания мурашек), разные кожные высыпания и пятна, а также склероз и атрофия мягких тканей являются на самом деле проявлениями плохой циркуляции крови в пре капиллярных артериолах и в капиллярах. Эту капилляропатию можно видеть в капилляроскоп и устранять при помощи капилляротерапии.
При развитии язвы желудка или двенадцатиперстной кишки спазмы капилляров также играют первостепенную роль. Капилляры снабжают кровью слизистые и под слизистые оболочки, и их спазмы приводят к гипоксемии (недостатку кислорода) в клетках и образованию множества микро некрозов (микроомертвений) в слизистых и под слизистых оболочках. Если очажки микро некрозов рассеяны, то ставится диагноз гастрита (воспаления слизистой оболочки желудка). Если очажки микро некрозов сливаются, то образуется язва желудка или двенадцатиперстной кишки.