Великий российский врач Александр (Абрам) Соломонович Залманов внес огромный вклад в развитие мировой натуропатии. Он родился в 1875 г. в России. Судьба его очень интересна. Будучи чрезвычайно любознательным человеком, он много учился и получил три врачебных диплома: в России, Германии и Италии. Залманов начал свое медицинское образование на медицинском факультете Московского университета, поступив туда после окончания гимназии. Но, отучившись на этом факультете три года и перейдя уже на четвертый курс, он покинул его, так как не был удовлетворен преподаванием медицинских наук. Трудно сказать, что толкнуло молодого Александра Залманова на такой шаг: первое разочарование в классической медицине или, быть может, многогранность его талантливой натуры, но он на годы оставил медицину, перейдя в 1896 г. на первый курс юридического факультета. Изучение права он совмещал с изучением русской и общей истории, а интерес к истории побудил его заняться сравнительным языкознанием.
Пройдя через тернии революционного студенческого движения, исключение из Московского университета, потеряв возможность продолжать образование в России, Залманов уехал в Германию. Там судьба вернула его на пути медицины, он поступил учиться на медицинский факультет Гейдельбергского университета и успешно окончил его, получив свой первый диплом доктора медицины. Русский и итальянский дипломы врача Александр Залманов получил впоследствии. Во время Первой мировой войны Залманов вернулся в Россию и служил старшим врачом - руководителем санитарных поездов. После Октябрьского переворота, в 1918 г. он был назначен большевистским правительством на должность начальника Главного курортного управления и председателя государственной комиссии по борьбе с туберкулезом. В том же году он был приглашен в Кремль сначала для лечения М. И. Ульяновой и Н. К. Крупской, а затем и самого В. И. Ленина. Ленин высоко ценил Залманова как врача. В дальнейшем А. С. Залманов, получив личное разрешение Ленина, покинул Россию и, влекомый жаждой новых знаний и профессиональной любознательностью, направился в Европу для изучения опыта самых известных врачей того времени. Свободно владея пятью языками, Залманов изучил огромное число медицинских трудов. Он работал в различных клиниках крупнейших европейских городов. В Берлине он занимался широкой и интенсивной клинической практикой и одновременно работал в патологоанатомическом институте и институтах коллоидной химии и физиологии. Он учился водолечению у самого доктора Кнейппа, профессоров Эрба, Валинского, докторов Винтерница и Швенингера. Работа А. Крога, посвященная жизнедеятельности капилляров, оказала большое влияние на Залманова и пробудила в нем желание основательно изучить процессы капиллярного кровообращения и клеточного обмена веществ.
Живя во Франции, доктор Залманов посвятил долгие годы труду на врачебном поприще. Итогом этой работы явились три его книги: "Секреты и мудрость тела" (1958), "Чудо жизни" (1960) и "Тысячи путей к выздоровлению" (1965), которые были изданы на французском и немецком 'языках. В этих книгах он изложил результаты своего многолетнего опыта лечения множества хронических заболеваний, теоретической основой которого являлась идея о важнейшей роли капиллярной системы в развитии болезней и саногенеза (выздоровления). Начиная с 1966 г. его труды неоднократно издавались в нашей стране.
А. С. Залманов прожил долгую плодотворную жизнь. Умер он в 1965 г. в Париже в возрасте 90 лет.
Медицинские идеи А. С. Залманова были близки взглядам русского академика А. Д. Сперанского, который был его современником. А путеводной звездой доктора Залманова была идея всесторонней поддержки и стимуляции естественных защитных целительных механизмов организма человека, в основу которой великий знаток медицины поставил, в свою очередь, идею капилляротерапии, или, как он говорил, способа глубинного воздействия на капилляры и обменные процессы, зависящие от них.
А. С. Залманов писал, что придет время, когда физиологи, биологи и врачи, вооруженные совершенными приборами и возможностями, познают с великим восхищением мудрость человеческого организма, одновременно и хрупкого и очень прочного, способного, несмотря на свою хрупкость, к сопротивлению и восстановлению. Ни медики, ни биологи, никакие другие специалисты не в состоянии увеличить ни на йоту жизненную энергию человеческого организма, его жизненный потенциал. Можно лишь устранять различного рода препятствия, мешающие расцвету жизненной энергии. Для этого нужно ухаживать за организмом человека так, как садовник ухаживает за редким, прихотливым цветком. Надо помочь организму восстановить свободный приток кислорода, прочистить и разблокировать потоки жидкостей - ив организме создастся климат, при котором жизненная энергия расцветет.
Ортодоксальная медицина не принимает во внимание основополагающую роль энергетического потенциала1
(1 Синоним: жизненная энергия.)
в жизнедеятельности человека. Между тем уровень всех физиологических функций и процессов человеческого организма прямо пропорционален объему его жизненной энергии. Если объем этой энергии ниже среднего уровня, человек не может сопротивляться болезненным агрессивным воздействиям и безнадежно заболевает. Старые клиницисты предугадывали эту аксиому физиологии. Нынешних врачей лишили этой идеи. Современная медицина создала бесчеловечную, слепую физико-химическую технологию лечения без всякого уважения к цельности и внутренней неприкосновенности человеческого организма.
Лазерная и лучевая техника, ультразвук, тысячи антибиотиков против разнообразных микроорганизмов, внутривенные вливания, опасно изменяющие состав крови, всякого рода хирургические вмешательства: резекции, экстирпации, ампутации - рассматриваются как громадные и полезные достижения, необходимые человеку.
Залманов однажды воскликнул: "Неужели медицина, погрузившись в безумный оптимизм, окончательно готова идти по пути такого шизофренического разрушения?" И предложил заменить калечащие методы медицины методами, повышающими энергетический потенциал организма.