Михаил Евгеньевич Мозжелин,
медицинский представитель и научный эксперт ЭД Медицин в России, кандидат медицинских наук, член правления, главный эксперт по коллоидным формам БАД Общества натуральной медицины, член Российского общества фитотерапевтов
С возрастом умственные функции мозга снижаются. Процесс начинается примерно в 25 лет и включает в себя:
- снижение объёма мозга (Piperhoff P., 2008; Allen J., 2005; Fotenos A., 2005; Kruggel F., 2006; Sowell E., 2003);
- разрушение миелиновых оболочек нервных окончаний, обеспечивающих передачу нервных импульсов (Hsu J., 2008; Sullivan E., 2006);
- истончение коры головного мозга (Magnotta V., 1999; Salat D., 2004);
- нарушение выработки медиаторов мозга (серотонина, ацетилхолина, дофамина) (Sheline Y., 2002; Erixon - Lindroth N., 2005; Volkow N., 2000; DelArco A., 2011);
- изменение концентрации различных метаболитов в головном мозге (KadotaT., 2001).
Снижение мозговых функций приводит к характерным симптомам, таким как забывчивость, снижение способности сохранять фокусировку, скорости решения задач и принятия решений.
Если ничего не предпринимать, нарушения прогрессируют и приводят к развитию возрастных заболеваний, таких как деменция (слабоумие), депрессия, болезнь Альцгеймера.
9 направлений для поддержки умственной деятельности после 25 лет
1. Шахматы и велосипед для мозга
Образ жизни, включающий частые физические упражнения и постоянное обучение – эффективное средство не только для сохранения, но и для повышения умственных функций в любом возрасте.
Мозг состоит из обширной сети порядка 90 млрд (10 9) нейронов, соединённых между собой посредством 1000 трлн (10 15) контактов (Azevedo F., 2009). Например, работа нейронной сети в мозге взрослого человека значительно активизируется в результате новых впечатлений (Boyke J., 2008).
Для нормальной работы нервной системы необходим особый белок, называемый мозговой нейротрофический фактор (BDNF). BDNF определяет работу отделов мозга, участвующих в обучении, памяти и мышлении, стимулирует формирование новых нервных клеток, сохранность существующих, эффективное функционирование нервных связей (Bekinschtein P., 2008; Yamada K., 2003; Huang E., 2001). Низкий уровень BDNF наблюдается при различных мозговых нарушениях, в том числе депрессиях, слабоумии, болезни Альцгеймера (Zuccato C., 2009; Arancio O., 2007).
Исследования показали, что физические упражнения улучшают умственную деятельность у людей и животных, видимо, за счёт активизации синтеза BDNF (Cunha C., 2010; Liu Y., 2009; Cotman C., 2002). Как аэробная, так и анаэробная нагрузка повышают уровень BDNF в организме человека (в зависимости от интенсивности упражнений) (Ferris L., 2007; Yarrow J. 2010).
Значительное увеличение уровня BDNF происходит после 30 минут неторопливой езды на велосипеде как у здоровых, так и больных с рассеянным склерозом (Gold S., 2003).
15 минут интенсивной ходьбы по лестнице значительно повышает уровень BDNF у здоровых мужчин (Tang S., 2008).
Упражнения высокой интенсивности вызывают резкое увеличение BDNF уже через три минуты (исследование динамики у здоровых молодых мужчин при беге на длинную дистанцию) (Winter B., 2007).
Всплеск уровня BDNF улучшает показатели кратковременной памяти на 20% (Winter B., 2007).
Активность головного мозга зависит от времени физической активности. Поэтому важно не просто уделять внимание тренировкам, но в целом вести активный образ жизни. Всесторонний анализ 15 исследований, включавших более 33 000 человек, которые наблюдались в течение до 12 лет, показал, что при высоком уровне физической активности работоспособность мозга повышается на 38%, а при низкой и умеренной – на 35% (Sofi F., 2011).
При умственной деятельности сигналы передаются в мозг и по мозгу по определённой схеме. При регулярной деятельности и постоянном проведении сигналов укрепляются связи между нервными клетками, что приводит к большей эффективности и точности работы нервной системы... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>