Шурлыгина А.В. Перспективы применения биологически активной добавки к пище «Лептоник» в профилактике стресса

Принимая седативные препараты, люди в большинстве своем борются не с причиной, вызвавшей стресс, а с собственной реакцией на нее. В то же время существуют препараты, не подавляющие стрессовую реакцию, а помогающие найти из нее адекватный выход. Это так называемые адаптогены.

Перспективы применения биологически активной добавки к пище «Лептоник» в профилактике стресса

С одной стороны, стресс — это приспособительная нейроэндокринная реакция на неблагоприятные условия внешней среды, оказывающая мобилизующее действие на ряд органов и систем организма. Без этой реакции были бы невозможены творческий процесс, достижение высоких результатов в любом виде деятельности. С другой стороны, продолжительная стрессовая реакция может оказать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья. Как правило, это бывает, когда в результате деятельности человека не удается устранить стрессорный фактор и возникает так называемый «стресс безвыходного положения».
На бытовом уровне под стрессом обычно понимают негативную психоэмоциональную реакцию, хотя такая трактовка является слишком ограниченной и не отражает сущности происходящих в организме изменений.
Негативные эмоции — это только первая стадия психоэмоциональной стрессовой реакции (стадия тревоги). Именно на этой стадии запускаются сложные нейроэндокринные механизмы, заключающиеся в выбросе в кровь целого ряда гормонов, активации симпатической нервной системы, повышении интенсивности энергетического обмена в организме и развитии ряда других «мобилизационных» физиологических реакций. На второй стадии (стадия адаптации) происходит снижение интенсивности эмоционального восприятия проблемы и стабилизация физиологических показателей. На этой стадии происходит поиск решения,

ставятся конкретные задачи и совершаются активные осмысленные действия. Если стрессовая реакция продолжается достаточно долго, а решения проблемы найти не удается, то наступает третья стадия (стадия истощения). Она сопровождается появлением апатии, усталости, общего плохого самочувствия, раздражительности, неадекватной реакции на события. Под неадекватной реакцией понимается слабая эмоциональная реакция на сильные раздражители и сильная — на незначительные неудобства, на которые в обычном состоянии человек практически не обращает внимания. На этой стадии могут проявиться неблагоприятные изменения в деятельности различных внутренних органов, развиться неврозы.
Обычно люди стараются подавить эмоциональную реакцию приемом различных успокаивающих средств. Прием таких медикаментов не всегда оправдан, поскольку на стадии тревоги имеет смысл снижать только чрезмерно выраженные эмоциональные реакции. На второй стадии прием седативных средств и транквилизаторов способствует подавлению адаптационных механизмов и препятствует конструктивному разрешению конфликтной ситуации, т.е. загоняет проблему в «долгий ящик». На стадии истощения адаптационных механизмов прием седативных средств является наиболее оправданным, поскольку способствует восстановлению функциональной активности нейроэндокринной системы и снижает неблагоприятное воздействие гормонов стресса на функции внутренних органов.


Но парадокс состоит в том, что эмоциональный компонент на этой стадии выражен относительно слабо, поэтому седативные средства люди зачастую получают только после обращения к врачу, то есть тогда, когда возникают новые или обостряются имевшиеся хронические заболевания — гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, заболевания желудочно-кишечного тракта, вторичные иммунодефициты и т.д.
Таким образом, принимая седативные препараты, люди в большинстве своем борются не с причиной, вызвавшей стресс, а с собственной реакцией на нее.
В то же время существуют препараты, не подавляющие стрессовую реакцию, а помогающие найти из нее адекватный выход. Это так называемые адаптогены. Они наиболее эффективны, когда принимаются заранее, до предполагаемой проблемной ситуации, а также на стадии адаптации. В случае приема с профилактической целью они ограничивают выраженность эмоциональной реакции, способствуют наиболее быстрому достижению стадии адаптации, продлевают ее и замедляют наступление стадии истощения.
Известно много адаптогенов природного происхождения. К растительным относятся такие, как женьшень, золотой корень (родиола розовая), левзея сафлоровидная (маралий корень), лимонник, элеутерококк. Несмотря на то, что все эти препараты относятся к адаптогенам, они весьма существенно различаются по эффектам и механизмам действия. Поэтому наиболее перспективным является использование комбинированных препаратов, влияющих на различные механизмы, лежащие в основе развития стрессовых реакций. К таким препаратам относится БАД «Лептоник», в состав которого входят экстракты прополиса, чаги, родиолы розовой, левзеи сафлоровидной.
Прополис и хромогенный комплекс чаги — мощные антиоксиданты, способные снижать повреждающее действие высоких уровней глюкокортикоидных гормонов при стрессе.
Весьма интересным является сочетание родиолы розовой и левзеи сафлоровидной. Несмотря на то, что экстракты обоих растений обладают стресслимитирующим (ограничивающим стресс) действием, механизмы их действия совершенно различны.
Сумма родиолозидов, содержащихся в экстракте родиолы розовой, ограничивает негативное влияние стресса на организм в основном за счет усиления синтеза и секреции в кровь b-эндорфинов [1] и повышения количества моноаминов в ЦНС. При этом родиолозиды повышают только физическую выносливость и уровень окислительных процессов при физических нагрузках [3], а не память, скорость реакции и способность к концентрации внимания [4].
В то же время, стресслимитирующий эффект экдистерона, основного действующего вещества левзеи сафлоровидной, по-видимому, связан с его способностью балансировать процессы возбуждения и торможения за счет потенциации возбуждения ГАМК-рецепторов, с одной стороны [6], и облегчения синаптического проведения — с другой [2]. Кроме того, экдистерон стимулирует восстановительные процессы в головном мозге после повреждений, обучение и память [7], возможно, частично за счет активизации синтеза белка,


а частично за счет облегчения синаптического проведения. Экдистерон также способен ограничивать повреждающее действие на адренергические нейроны возбуждающего нейромедиатора глутамата [5]. Экдистерон обладает анаболическим действием за счет усиления синтеза белка в печени, мышцах, нервной системе, что имеет особенно большое значение при истощении адаптационных механизмов при стрессе.
Таким образом, «Лептоник» оказывает мягкое тонизирующее действие, оптимизирует деятельность центральной нервной системы, повышает устойчивость организма к психическим и физическим нагрузкам, оказывает стресслимитирующее, антиоксидантное и общеукрепляющее действие. Обладая свойствам восстановителя, он может применяться во всех стадиях стрессовой реакции, а также при неврастенических и психастенических расстройствах.
«Лептоник» может найти свое применение в эндокринологии для лечения сахарного диабета, в спортивной медицине и фитнесе, а также в наркологии, т.к. смягчает проявления синдрома отмены при лечении героиновой и алкогольной зависимости, что, по нашему мнению, является весьма перспективным направлением применения этого препарата и требует его дальнейшего изучения.

Литература:
1. Лишманов Ю.В., Трифонова Ж.В., Цыбин А.Н. и др. b-эндорфины плазмы крови и гормоны стресса при стрессе и адаптации. //Бюлл. эксперим. биол. и мед. — 1987. — T. 103. — №4. — с. 422-424.
2. Павлик Л. Л., Безгина Е. Н., Дзебан Д. А., Мошков Д. А. Локализация ионов кальция в смешанных синапсах маутнеровских нейронов при действии веществ, изменяющих проводимость щелевых контактов. //Морфология. — 2004. — Т. 125. — N 3. — c. 32-35.
3. Abidov M., Crendal F., Grachev S. et al. Effect of extracts from Rhodiola rosea and Rhodiola crenulata (Crassulaceae) roots on ATP content in mitochondria of skeletal muscles. //Бюлл. эксперим. биол. и мед. — 2003. — T. 136. — № 6. — стр. 585-587.
4. De Bock K., Eijnde B.O., Ramaekers M. et al. Acute Rhodiola rosea intake can improve endurance exercise performance. //Int. J. Sport Nutr. Exerc. Metab. — 2004, Jun. — V. 14. — N 3. — p. 298-307.
5. Mukai S., Mishima H.K., Shoge K. et al. Existence of ionotropic glutamate receptor subtypes in cultured rat retinal ganglion cells obtained by the magnetic cell sorter method and inhibitory effects of 20-hydroxyecdysone, a neurosteroid, on the glutamate response. // Jpn. J. Pharmacol. — 2002, May. — V. 89. — N 1. — p. 44-52.
6. Tsujiyama S., Ujihara H., Ishihara K., Sasa M. Potentiation of GABA-induced inhibition by 20-hydroxyecdysone, a neurosteroid, in cultured rat cortical neurons. //Jpn. J. Pharmacol. — 1995, May. — V. 68. — N 1. — p. 133-136.
7. Yang S.F., Yang Z.Q., Zhou Q.X. et al. Effect of ecdysterone on the expression of c-fos in the brain of rats induced by microinjection beta-AP25-35 into the hippocampus. //Yao Xue Xue Bao. — 2004, Apr. — V. 39. — N 4. — p. 241-244.


Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!