Уважаемые ученики, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся понять важность процесса планирования в нашей жизни и освоить этот механизм в совершенстве.
Как вы думаете, в какой момент планирование становится важным для человека?
Планирование становится важным, если мы хотим построить свою жизнь в соответствии со своим видением, т. е. у нас есть определенные желания, мечты и цели.
Тем, кому планирование кажется достаточно сложным инструментом, предлагаю провести аналогию с любимой игрой, например, с футболом, волейболом, шахматами... Сначала мы знакомимся с правилами. Затем пробуем, отрабатываем мастерство по отдельным элементам, участвуя в игре. Не сразу получается очень хорошо. Но чем больше мы играем, тем лучше у нас выходит, и со временем мы начинаем получать удовольствие от игры. Так же и в планировании: просто дайте себе необходимое время для приобретения навыка, проявляя настойчивость, дисциплинированность и терпение.
Наша Компания предлагает каждому из нас замечательные возможности для реализации целей. Планирование является тем инструментом, который позволяет нам стать более успешными. Так, например, в методических рекомендациях «Цель - система самонаведения» Марк и Софья Атласовы пишут, что, по результатам исследования гарвардской школы бизнеса, 3 % американцев имеют 80 % суммарного финансового дохода. А остальные 97 % - всего лишь 20 %. Основное отличие заключается в том, что 3 % самых богатых людей Америки имеют записанные цели и планы, определяющие их действие.
Наша с вами задача на сегодняшнем уроке - научиться эффективно планировать. Итак, приступим.
Первое: выделите себе время на планирование, когда Вас никто не отвлекает.
Некоторые возразят: «Выделить время? Да где же его взять? Его все время не хватает...». Так вот, время есть у всех. У каждого из нас есть 24 часа в сутки. Сегодня, завтра, в будущем. Время - это тот ресурс, которым мы с вами владеем в равной степени. И это независимо от того, какое мы имеем образование, сколько нам лет, какой мы национальности. Время есть у всех. Важно лишь организовать себя так, чтобы находящийся в нашем ведении «доход» размером в 24 часа соответствовал всем необходимым статьям расхода, а иначе мы будем постоянно находиться в состоянии беспорядка.
Второе: определите значимые сферы жизни и роли, которые присущи Вам в данной сфере. Например, сфера жизни - семья, а роли в ней: муж, отец, сын, внук или жена, мать, дочь, внучка. Есть и другие сферы жизни - бизнес, работа, личностный рост, хобби, отдых и т. п. Соответственно, роли - менеджер, спортсмен, член Лидерского совета, президент и т. п. Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» пишет: «Необходимо поддерживать баланс в жизни, определять и постоянно иметь в поле зрения свои различные роли, так, чтобы вы не пренебрегали такими важными сферами своей жизни, как здоровье, семья, профессиональная подготовка, личное развитие... Истинная эффективность требует сбалансированности».
Третье: поставьте цели - долгосрочные, промежуточные, краткосрочные. Для этого необходимо подумать о том, каких целей Вы хотите достичь в каждой сфере, и когда именно. Долгосрочные цели ставятся на срок преимущественно от года и более. Для каждой сферы заведите отдельную тетрадь и запишите свои цели четко и детально. Цель должна быть - реальной, предельно четкой, записанной в настоящем времени и истинной.
У каждой цели есть своя цена. В конечном счете, это реальные действия в определенный отрезок времени. Необходимо осознать, что лишь заплатив цену, мы придем к результату. Поэтому чем точнее выверены действия во времени, тем более реальными будут достижения.
Четвертое: составьте список всего, что предстоит сделать для достижения намеченного в каждой сфере, и определите сроки. Пополняйте список по мере появления новых задач и отмечайте уже достигнутое.
Пятое: превратите список в планы. План может быть на год, на квартал, на месяц, на неделю по каждой сфере. Соответственно, фиксируйте промежуточные цели. Они должны быть связаны с Вашими долгосрочными целями. Затем перенесите записи в органайзер. Благодаря этому инструменту Вы сможете согласовать свою деятельность по каждому дню.
Шестое: действуйте в соответствии с планом. Для увеличения продуктивности в текущий момент можно использовать метод «АБВГ». Для этого накануне вечером напротив каждого запланированного на следующий день дела поставьте соответствующую букву. Например:
А - очень важное и срочное дело. Должно быть обязательно завершено.
Б - важное несрочное дело.
В - неважное и несрочное дело.
Г - то, что я могу делегировать другим. Это высвободит время для решения дела «А».
Среди задач, помеченных буквой «А», определите приоритетные и напротив самой важной задачи поставьте А1, затем А2 и т. д. Теперь приступайте к выполнению задачи А1 и занимайтесь ею до тех пор, пока она не будет выполнена, т. е. «сначала делайте то, что сначала». И помните: возможно, на все времени не хватит, но его всегда достаточно для самого важного!
Человек, начинающий осваивать планирование, похож на ребенка, который учится ходить. Он делает шаг, второй - и падает. Делает новую попытку. И вот - ребенок пошел! С этого момента, заметьте, его возможности многократно возрастают.
Кто до сих пор не умеет ходить? Все научились!
Говорить вы тоже когда-то не умели. И все научились!
Когда-то вы не умели и читать. И что же? Все научились!
Вы не умели планировать? И этому каждый научится! Главное - верить в себя и трудиться. А для этого в конце нашего урока я предлагаю вам следующую методическую литературу:
Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».
Брайан Трейси «Управляй своим временем и удвой результаты».
Хулио Мелара «Есть ли у вас время на успех?».
Александр Синамати. «Путеводитель дистрибьютора».