В течение целого столетия научный мир и мир философский, как-подвергнутые курсу сонной терапии, избегают даже выдвижения проблемы о единстве мироздания и вполне удовлетворены гипотезой существования так называемых физико-химических законов, управляющих Вселенной, жизнью Земли и биологическими явлениями.
И все-таки Оппенгеймер, всемирный авторитет в области ядерной физики, на заседании конгресса "За свободу культуры", созванного в 1959 г. в Швейцарии, не задумысваясь, бросил свою взрывную формулу; "Поведение живой материи не может быть объяснено физико-химическими законами". Мы надеемся, что биологи, не погрязшие в бесчисленных поисках деталей в биохимии, найдут время подумать над значением этого утверждения, бьющего по рутине и философской инертности, которые характеризуют современную биологическую мысль. Быть может, они найдут время обозреть бесчисленные биологические явления и сравнить различные явления жизни, независимые от физико-химических законов, и, возможно, они, как и мы, придут к философскому синтезу?
Во Вселенной существуют предначертанные орбиты для движения светил, как в животном организме существуют предопределенные орбиты для циркуляции крови, вращения клеточного ядра, молекул гемоглобина в эритроците, для вращения электронов в атоме. Повсюду, в космосе и на Земле, тот же план, тот же геометрический рисунок, то же направление, тот же принцип творческого созидания.
Физико-химические законы установлены или богом Случая, или Великим Законодателем. Третьего не дано! Наука не способна объяснить истинную природу гравитации, электричества, магнетизма, света. Техника может использовать часть этих сил, даже не ставя перед собой вопрос об их происхождении. Все полно чудес в мире: смена времен года, восход и заход солнца. Не правда ли, чудо, что можно предвидеть затмение солнца или луны за сотни лет заранее? Астрономы, как счетоводы, точно вычисляют это чудо, а интеллектуальная элита воспринимает это предсказание как объявление малоинтересного фильма.
Но чудеса астрономии - пустяки по сравнению с повседневными чудесами биологии. Число звезд огромно - миллиарды миллиардов, но их состав, композиция, их субстанция элементарны, структура проста, их движения измеримы, Сложность биологических процессов превосходит в тысячи раз простоту астрофизических явлений.
Что потрясает воображение, так это идентичность обоих математических порядков. Число звезд огромно, число частичек живой материи колоссально, оно пропорционально величине всякого живого существа, будь то дерево или насекомое.