Свидетельств использования мужчинами косметики в истории немало. Еще в Древнем Египте существовал обряд очищения полководцев, вернувшихся со сражения: в течение нескольких дней жрецы восстанавливали их здоровье с помощью грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово-овощных смесей, кислого молока, пива и водных ванн.
История также повествует о том, как еще в «догреческий» период на Кипре мужчины применяли макияж, завивали волосы и одевались в платья из тонкой ткани.
Многие исторические полотна говорят нам и о том, что египетские жрецы подводили глаза, знатные японцы белили лицо, франты эпохи Людовика не только пудрились и румянились, но и носили парики, делали маникюр, душились, даже пользовались губной помадой, а у японцев и китайцев был популярен театр кабуки, где мужчины, игравшие женские роли, активно пользовались гримом и париками. В современной Европе мужчины с удовольствием ухаживают за собой с головы до кончиков ногтей, регулярно посещают косметические кабинеты.
Древние решали проблему выбора орудия для бритья просто - брились тем, что попадало под руку. Сохранившиеся (наскальные изображения и результаты раскопок свидетельствуют о том, что для бритья в ход шли и раковина моллюска, и заостренный кремень, и акульи зубы. Естественно, качество бритья было таким, что в те далекие времена наряду со шрамами, полученными на поле боя, мужские лица «украшали» и следы борьбы с собственной растительностью.
В древнеегипетских захоронениях, датированных IV тысячелетием до н.э., найдены золотые, медные бритвы. Еще через две тысячи лет распространились бронзовые, а в I тысячелетии до н.э. – железные.
Великих древнегреческих философов невозможно представить безбородыми, а вот древних римлян мы вспоминаем исключительно с бритыми лицами. Римс кий историк Ливии писал, что бритва была известна в Риме с VI в. до н. э., однако бритье стало общепринятым среди его соотечественников только столетие спустя.
На внешний вид мужчины во все века оказывали влияние не только политические, религиозные, социальные и экономические факторы, но и просто житейские обстоя тельства. Например, Александр Македонский заставлял бриться воинов своей армии для того, чтобы враги не могли хватать их за бороды и стягивать с коней. Борода была местом обитания различных насекомых, поэтому от нее старались избавиться еще и ради соблюдения элементарной гигиены. Часто избавление от бороды считали признаком прогресса.
Со школьной скамьи (а теперь еще и из рекламы!) мы знаем об указе Петра I «на европейский манер боярам бороды рубить». А бороды мусульманских ортодоксов представляются многим символом отсталости и средневековья.