Антиоксидантные системы организма – это различные биохимические механизмы, обеспечивающие поддержание количества свободных радикалов на минимальном уровне.
Инактивация свободных радикалов происходит различными путями [4].
Так, существует ряд ферментов (каталаза, глютатионпероксидаза, супероксиддисмутаза), которые обеспечивают инактивацию радикалов путем разрушения гидроперекисей.
Другим механизмом является наличие веществ (некоторые витамины, растительные полифенолы), которые способны непосредственно связывать низкомолекулярные радикалы с образованием соединений нерадикальной природы или пространственно затрудненных радикалов с низкой реакционной способностью. То есть сами эти соединения работают как «ловушки» свободных радикалов.
Также существуют так называемые хелатные соединения, главным образом белки, которые образуют координационные связи с металлами переменной валентности (железо, медь), в которых ион металла является ловушкой для неспаренного электрона свободного радикала.
Как видно из этого перечисления, организм человека и животных способен сам образовывать вещества с антиоксидантной активностью, которых в обычных условиях вполне хватает для поддержания свободнорадикальных процессов на минимальном уровне.
Ситуация меняется при возникновении различных заболеваний. Практически все известные патологические процессы (травма, воспаление, ишемия и т.д.) ведут к угнетению собственных антиоксидантных систем организма. Повышение уровня свободных радикалов приводит к углублению начальных повреждений, что в свою очередь ведет к дальнейшему снижению активности антиоксидантных систем и эскалации свободнорадикальных процессов. В результате круг замыкается, что, по-видимому, играет основную роль в хронизации заболеваний. Этот механизм является универсальным и играет важную роль в развитии практически всех известных заболеваний. Введение дополнительных антиоксидантов наряду с симптоматической терапией позволяет разорвать образующийся порочный круг и добиться хорошего лечебного эффекта.
Необходимо отметить, что значительную часть антиоксидантов человек получает с пищей, причем в основном растительной.
Многие растения синтезируют и накапливают значительные количества фенольных антиоксидантов, которые можно разделить по химической структуре на несколько групп [3]: флавоноиды; витамин Е; фитоэстрогены; оксифенилкарбоновые и оксикоричные кислоты.
Природные антиоксиданты принято относить к нутрицевтикам, предназначенным для функционального питания [6]. Они могут использоваться для профилактики иммунодефицитов, онкологических и других заболеваний, увеличения продолжительности жизни [7].
В то же время, отнесение природных антиоксидантов только к нутрицевтикам весьма условно, поскольку все эти соединения обладают не только антиоксидантной, но и другими видами биологической активности, что делает их особенно ценными для лечения различных заболеваний, поэтому их можно с полным основанием отнести и к парафармацевтикам. Так некоторые флавоноиды, наряду с Р-витаминной активностью, обладают мочегонным, антибактериальным, гипертензивным, противоопухолевым, гепатопротекторным действием. Фитоэстрогены обладают эстрогеноподобным, противоопухолевым, антисклеротическим действием, а у гидроксикоричных кислот преобладает противовоспалительная, антимикробная, противовирусная, гепатопротекторная активность.
Кроме того, лекарственные растения, накапливающие вещества с антиоксидантнойактивностью, являются также источником других классов биологически активных веществ, комбинирование которых позволяет добиться взаимного усиления лечебных эффектов.
Использование комбинаций суммарных препаратов, полученных из различных видов растительного и животного сырья, позволяет создавать комплексные препараты, обладающие свойствами как нутрицевтиков, так и парафармацевтиков.
Эта идея была реализована в серии биологически активных добавок к пище «Лептины».