Автору этого репортажа было поручено рассказать о принципах стандартизации, о соблюдении правил GMP и обо всей технологии производства коллоидных фитоформул на фабрике «CH Laboratories», где расположена производственная площадка Компании ЭД Медицин (Великобритания). Фабрика находится в городе Гардина, штат Калифорния, - всего в 20 километрах от знаменитого Лос-Анджелеса - с его Голливудом, Диснейлендом и Беверли Хиллз...
Поездка намечалась заманчивая.
1. Организациям, осуществляющим ввоз, производство и оборот БАД:
...1.1. Обеспечить качество и безопасность БАД в соответствии с действующей нормативной и технической документацией.
1.2. При производстве БАД использовать только зарегистрированное в установлен- ном порядке и стандартизированное, в том числе и по содержанию активно действующих компонентов, сырье. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. (Постановление от 6 марта 2007 г. N 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД»)
I
Но, собираясь в дорогу, автор честно задумался: почему фабрика расположена так далеко? Почему нельзя было организовать производство гораздо ближе – например, в Европе? Для ЭД Медицин была бы прямая выгода: легче руководить производством, проще осуществлять контроль, быстрее доставлять готовую продукцию потребителю, снизить затраты…
Но, погрузившись, что называется, в проблему, автор обнаружил, что в производстве и применении высоких технологий в сфере биологически активных добавок США сильно вырвались вперед - как Япония в компьютерах, а Россия в балете. К тому же в США гораздо более распространен стандарт сGMP.
Что такое GMP - «Good manufacturing practice» («Правила надлежащего производства»), - автор, конечно, знал. Но если в России, например, этот стандарт ввели только 7 лет назад, да и то «поэтапно» - до 2008 года, то практически весь цивилизованный мир ценит его и руководствуется им уже около полувека. Соединенные Штаты стали применять правила GMP еще в 1963 году, потом их приняли в Канаде, потом к ним присоединились европейцы, потом – Австралия, а сегодня ими руководствуется уже 140 государств!
К огромному нашему сожалению, Россия не является участником данного соглашения, в частности из-за того, что не на всех предприятиях страны производство соответствует требованиям правил GMP. Оказывается, подавляющее число заводов в России и странах СНГ работают в условиях, от стандартов GMP еще очень и очень далёких. А для того чтобы переоборудовать под GMP даже один завод, требуются миллионы долларов!..
Правда, вот Европа близка и к Англии, и к России, а европейцам правила GMP хорошо известны... Но, порывшись уже в документах Компании, автор выяснил, что ЭД Медицин настойчиво искала для своих коллоидных фитоформул такую производственную площадку, которая отвечала бы, во-первых, самым высоким требованиям качества, а во-вторых, могла бы принять у себя и разместить на своих производственных площадях весь высокотехнологичный производственный комплекс. Плюс - выделить место под склад, транспорт и прочее. Только вот найти такое место в постаревшей и застроенной матушке Европе оказалось делом практически невозможным.
И стало понятно: придется лететь.
II
В Гардине мы познакомились с доктором Джеем Дейли – директором фабрики и научно-производственной базы, созданной силами ЭД Медицин. Это один из производственных комплексов, которые выпускают коллоидные фитоформулы ЭД Медицин, в том числе и для проекта “ЭД Медицин - АРГО”.
Плотный, подвижный и чрезвычайно энергичный человек, доктор фармацевтики, проработавший на фармацевтических и парафармацевтических предприятиях более сорока лет, был радушен, но строг. Прежде чем вести нас в святая-святых фабрики – лабораторию допроизводственной аналитики качества ингредиентов, он вежливо попросил гостей надеть белые халаты, на голову - полиэтиленовые беретики, закрывающие волосы, а на ноги – специальные бахилы.
- В лаборатории должна быть идеальная чистота, - пояснил господин Дейли, облачаясь в такой же костюм.
Из конференц-зала, где нас принимали, мы прошли по коридору (слева – коммерческий отдел, бюро логистики и финансов, склад ингредиентов), повернули направо и оказались в лаборатории.
Человек в таких же, как у нас халате, колпаке и бахилах, поднялся из-за стола.
- Наш научный консультант доктор фармацевтики Хоакин Деместре, - представил его директор. И добавил, понизив голос. – В нашей индустрии работает более пятидесяти лет, и между собой мы называем его уважительно: «Сеньор»...
«Сеньор», энергией и молодым блеском глаз больше похожий все же на типичного «мистера», сразу же приступил к делу:
- Стандартизацией называется создание фитопродукта, содержащего гарантируемую концентрацию и активность специфического вещества, найденного в растении, - объяснил он тоном человека, привыкшего читать лекции. - Каждый ингредиент обязан соответствовать определенному стандарту: потребитель должен быть уверен в абсолютной точности каждой дозы лекарственных компонентов! Стандартизация начинается с химического анализа...
И стал демонстрировать нам приборы и оборудование, установленное в лаборатории:
- Хроматограф... Спектрофотометр... Установка магнитно-резонансной томографии... Здесь каждая партия подвергается тщательному анализу на содержание точного количества действующего вещества.
- Но прежде мы должны быть уверены в том, - добавляет Джей Дейли, - что получаем качественные растения. У нас эксклюзивные контракты с лучшими мировыми поставщиками, но мы часто встречаемся с ними, чтобы еще и еще раз подтвердить наше неукоснительное требование: растения должны быть только высокого качества и высочайшей биологической активности - как в природе.
Из объяснений уважаемых специалистов вырисовывалась картина суровая: согласно правилам стандартизации нельзя использовать продукты, изготовленные из сырья загрязнённого, не очищенного специально от посторонних веществ, а также из сырья, не проверенного теми специальными методами, которые нам демонстрировали.
Нельзя работать и на устаревшем оборудовании:
- Все установки и приборы здесь не старше двух лет, - подчеркнул Джей. - А все растения, которые отправляются в производство, тщательнейшим образом тестируются и с фармацевтической точностью взвешивается. Более того, одновременно происходит взвешивание только одного ингредиента, а для следующего комната очищается и специальным образом подготавливается.
- Видите ли, если хотя бы «на чуть-чуть» нарушить технологию производства, - добавляет мистер Деместре, - то внешне биологически активная добавка будет иметь вид вполне пристойный, но ее активно действующие компоненты организм не усвоит! Поэтому стандартизация выгодна, прежде всего, нам, производителям.
Мистер Дейли улыбается:
– Вы, конечно, ожидали, что наш Сеньор в первую очередь назовет потребителей?.. Безусловно, потребитель на первом месте! Но стан- дартизация выгодна и нам, потому что создает понятные принципы для работы. Например, мы должны точно знать, что все травы вы- ращены в правильных условиях и правильным способом, - потому что только такое сырье содержит максимальную биологическую активность и строго дозированные уровни определенных химических составляющих. Именно при таких условиях наше производство остается последовательным - от партии к партии...
- А если мы совершенно уверены, - продолжает мистер Деместре, - что каждая порция исходного сырья содержит те уровни активных компонентов, которые необходимы стандартизированному продукту, мы получаем возможность максимально точно дозировать количество ингредиентов в каждом конечном продукте. Это очень и очень важно для целебного воздействия на организм. Такой подход помогает получать предусмотренный эффект, быть уверенным в целебном воздействии. Но об этом лучше поговорить в лаборатории контроля качества...
III
Идти пришлось недалеко, - все лаборатории «CH Laboratories» и ЭД Медицин расположены рядом. Как нам объяснили, для удобства и точности контроля конечного продукта...
Но об этом – в следующем репортаже.
Статья из Журнала "Доктор Эд", №5 - Июль 2007