Журналист Е.В. Барсукова
«...Я убежден, что человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда любит свою специальность, увлечен работой и всей душой предан ей, когда чувствует, что он необходим обществу и его труд приносит пользу людям».
К.И. Скрябин
Герой нашей рубрики - известный ученый, талантливый педагог, блестящий лектор, востребованный специалист - профессор Александр Исаакович Венгеровский, которого Фортуна щедро одарила всеми составляющими своего покровительства.
- Александр Исаакович, ваша генетическая детерминанта сыграла роль в выборе профессии?
- Конечно, я рос в медицинской семье. Отец был известным хирургом, профессором, мама - терапевтом. Жили мы в г. Томске на улице Госпитальной (сегодня улица Савиных), где нашими соседями были семьи известных томских профессоров: оториноларинголога А.Г. Фетисова, фармакологов A.C. Саратикова и Е.М. Думеновой, патологоанатома И.В. Торопцева, организатора здравоохранения Н.П. Федотова, биолога Б.Г. Иоганзена. Мы много общались, вместе занимались благоустройством нашего двора, гуляли в Лагерном саду, катались на велосипедах на единственном асфальтированном участке около десятого корпуса политехнического института, ездили в лес и на речку. В доме жили очень дружно. Сегодня я с ностальгией вспоминаю то время и с благодарностью то влияние, которое оказали окружавшие меня люди.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Исаакович Венгеровский родился в 1952 г. в г. Томске.
Отец-Исаак Соломонович Венгеровский - известный детский хирург, профессор и первый декан педиатрического факультета Томского медицинского института, основатель первой за Уралом кафедры детской хирургии, организатор специализированной хирургической помощи детям.
Мать - Ольга Александровна Венгеровская - врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук, заведовала клиническим отделом НИИ курортологии и физиотерапии.
В 1975 г. окончил с отличием лечебный факультет Томского медицинского института (ныне Сибирский государственный медицинский университет) и поступил в аспирантуру.
В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию, работал ассистентом, старшим преподавателем, а затем доцентом на кафедре фармакологии.
В 1991 г. в Москве защитил докторскую диссертацию.
В 1992 г. ему присвоено звание профессора.
С 2002 г. заведует кафедрой фармакологии СибГМУ.
С 2000 по 2007 г. работал проректором СибГМУ по учебной работе.
Является автором более 150 научных работ, 7 монографий, 3 учебников и Д учебных пособий по фармакологии, имеет 8 авторских свидетельств и 5 патентов на изобретения, подготовил 25 кандидатов и 3 докторов медицинских наук. Член правления Всероссийского общества фармакологов, член редколлегии журнала «Бюллетень сибирской медицины», лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки, заслуженный работник высшей школы РФ. - Вы всегда учились на отлично и, наверное, были любимчиком учителей, а себя вы считаете лояльным преподавателем или же очень ревностно относитесь к своему предмету?
- Где бы я ни учился, в школе и в институте, мне всегда везло на прекрасный дружный коллектив и учителей. На экзаменах в институте я получал только пятерки, первую четверку, и справедливо, получил в аспирантуре на кандидатском экзамене по философии (прочитал сочинения Маркса, Энгельса и Ленина в кратком изложении, а не в подлиннике).
К своему предмету отношусь ревностно, но преподавателем себя считаю лояльным. Мне кажется, что на экзамене я многим завышаю оценки. Сам я в студенчестве, как сейчас принято говорить, был «ботаником»: все учил и сдавал на пятерки, никогда не приходил неподготовленным, независимо от того, нравится мне предмет или не нравится.
- А когда вы серьезно увлеклись научной работой?
- С первого курса я по рекомендации проректора по научной работе профессора Альберта Самойловича Саратикова, который впоследствии стал моим научным руководителем и учителем, стал членом совета студенческого научного общества (СНО) им. Н.И. Пирогова. Я не мог тогда и предположить, что в 1988 г. возглавлю СНО в качестве куратора. Эту общественную работу я с удовольствием выполнял в течение 12 лет.
Начиная со второго курса я работал в научных кружках гистологии, нормальной физиологии и фармакологии. Моими учителями были профессора Н.М. Тихонова, В.Д. Суходоло, A.C. Саратиков.
- Много ли записей в вашей трудовой книжке?
- В моей трудовой книжке только одна запись о приеме на работу в ТМИ (ныне СибГМУ). После окончания ТМИ я поступил в аспирантуру по фармакологии к A.C. Саратикову. Защитил кандидатскую диссертацию, работал ассистентом, доцентом кафедры фармакологии. А после защиты докторской диссертации в 1991 г. стал профессором. С 2000 по 2007 г. работал проректором СибГМУ по учебной работе, с 2002 г. заведую кафедрой фармакологии.
- Александр Исаакович, по данным опросов среди студентов разных лет, вы всегда в числе лидеров профессорского состава университета и вас всегда отмечают как самого блестящего лектора. Вам легко удается завоевать интерес аудитории подачей такого сложного материала. Как вы этого добиваетесь?
- Ну, во-первых, за всю мою жизнь накопилось много информации. Да и в силу специфики профессии всегда обращаешь внимание на то, что такого «фармакологического» можно почерпнуть в том или ином произведении литературы или живописи.
- Любовь к искусству и литературе тоже тянется из детства?
Наверное, все это идет от родителей. Мой папа всегда много читал, любил музыку. Я жил в очень интеллигентном доме, с замечательными соседями - профессорами медицинского и классического университетов.
- Александр Исаакович, мимо вас прошло много поколений студентов. На ваш взгляд, они стали лучше или хуже?
- Вы знаете, у меня даже есть цифры, что они не стали ни хуже, ни лучше. Все такие же. 10-12% студентов ежегодно получают по фармакологии неудовлетворительные оценки. Но резко сократилось количество троек. Больше наблюдается процесс поляризации - все или ничего. Или четыре и пять, или два. А в целом студенты в нашем вузе, по-моему, очень хорошие. Иногда посмотришь на улице на студентов других вузов - с нашими сравнить нельзя. У нас замечательные студенты.
- Круг ваших научных интересов достаточно широк, а какое научное направление вы считаете самым значимым в своей деятельности?
- Пожалуй, изучение лекарственных средств, улучшающих функции печени, - основная область моих научных интересов.
- А как началось ваше сотрудничество с «Биолитом»?
- Наше сотрудничество началось с совместного проекта, предложенного Валентиной Николаевной Бурковой в 1985 г., задолго до того, как она стала генеральным директором «Биолита». Валентина Николаевна предложила профессору A.C. Саратикову и мне заняться изучением нового оригинального комплекса липидов и каротиноидов, выделенных из илового озерного осадка. Комплекс получил название Эплир. Затем мы исследовали эффекты экстракта солянки холмовой Лохеина и Гепатосола, и комбинированного препарата - Эплира и экстракта солянки - Липроксола.
А.И. Венгеровский студент лечебного факультета ТМИ
А.И. Венгеровский и коллектив кафедры фармакологии СибГМУ
А.И. Венгеровский и В.Н. Буркова
А.И. Венгеровский с коллегами-фармакологами
- Чем отличаются данные препараты от известных и широко используемых Эссенциале и Силимарина?
- Лохеин, Гепатосол, Липроксол отличаются полной безвредностью и высокой эффективностью. Они хорошо зарекомендовали себя в клинике, в комплексной терапии гепатобилиарной патологии. Защищая печень, они улучшают ее антитоксическую и экскреторную функции, биоэнергетику, а также нормализуют функции поджелудочной железы и иммунитет.
- Александр Исаакович, а сейчас, во времена, так сказать, пресловутого экономического кризиса, продолжается ли научно-исследовательское сотрудничество с «Биолитом»?
- С 2007 г. я являюсь научным консультантом ООО «Биолит». Эта компания, несмотря на всеобщие экономические проблемы и не считаясь с большими материальными затратами, проводит широкомасштабные экспериментальные и клинические исследования оригинальных природных продуктов. Получены новые данные об их эффективности и безопасности, точно определены показания к клиническому применению. Компания «Биолит» публикует научные монографии и статьи о своих лечебно-профилактических средствах, выпускает научно-популярные брошюры, в которых я выполняю обязанности редактора.
- Как вы считаете, насколько оправданно сегодня развитие производства БАДов и исследований их свойств и клинической эффективности?
- Все мероприятия по расширению производства БАДов и созданию новых уникальных препаратов направлены в первую очередь на оздоровление и улучшение качества жизни людей. К счастью, это теперь никому не нужно доказывать и объяснять. Дальнейшее развитие ООО «Биолит» очень перспективно, так как мы получаем новые данные о действии уже упомянутых гепатопротекторов, таких эффективных лечебно-профилактических средств, как Флорента, Уролизин, Рейши-Кан, Аргозид, Тонизид. Мне самому приходилось принимать продукцию «Биолита», и неизменно получался отличный результат. Возглавляемый выдающимися учеными Валентиной Николаевной Бурковой и Сергеем Григорьевичем Боевым коллектив «Биолита» отличается высоким творческим потенциалом и исключительной добросовестностью при разработке, исследовании и рекламе своих лечебно-профилактических средств.
- Что бы вы пожелали читателям «Биолит-инфо?»
- Прежде всего, конечно, здоровья. Это самое ценное, что нам дано. И его надо беречь и приумножать!
Источник: Журнал «БИОЛИТ-ИНФО» №3/2009 г.