Как показали отклики читателей журнала Доктор ЭД, изучение законов, регулирующих практическую деятельность консультанта интересна многим Аргонавтам.
В частности - защита прав потребителей. И это неудивительно, ведь деятельность консультантов Арго так или иначе связана с продажей или покупкой продукции АРГО, а значит розничной торговлей, а в соответствии с ГОСТом Р 51303 «Торговля. Термины и определения», торговля – это вид предпринимательской деятельности, связанный куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Если консультант не продает товар, то оказывает услугу, рассказывая о его потребительских свойствах.
Учитывая это, деятельность консультантов неразрывно связана с постоянным общением с потребителями, а значит с обязанностью соблюдать законодательство о защите прав этих потребителей.
Основным для данного вида деятельности является Закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей». Именно этот закон определяет основы взаимоотношений продавца (изготовителя, исполнителя) и потребителя.
Однако не каждый покупатель товара или услуг является потребителем в соответствии с вышеуказанным законом. Им является только гражданин, приобретающий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть консультанты, приобретающие продукцию АРГО, являются потребителями только в той мере, в какой приобретают его для собственного употребления. В той же части, в какой этот товар пойдет на продажу конечным покупателям, закон консультантов рассматривает в качестве продавцов. Это одна из особенностей статуса консультанта, который одновременно может выступать и потребителем и продавцом.
Покупая товар для себя, он как потребитель вправе требовать соблюдения своих прав. Приобретая же его для дальнейшей продажи (например, Информационный Центр), он обязан соблюдать права покупателей, приобретающих товар для собственных нужд.
Исходя из определения прав потребителей, главными обязанностями Информационных Центров и консультантов являются:
- обеспечить продажу товара надлежащего качества и безопасного для потребителя;
- предоставить полную и достоверную информацию о продаваемом товаре.
Статья 5 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что на продукты питания (к которым относятся БАДы) изготовитель обязан установить срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. То есть, если ИЦ будет продавать такой товар, претензии потребителей или контролирующих органов будут предъявлены именно к нему, а не к изготовителю.
Помимо качества, товар должен соответствовать требованиям безопасности.
Например, применительно к БАДам такие требования устанавливаются Санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)».
Еще одна обязанность консультанта – предоставить потребителю полную и достоверную информацию об изготовителе и самом товаре.
Деятельность консультантов неразрывно связана с постоянным общением с потребителями, а значит с обязанностью соблюдать законодательство о защите прав этих потребителей.
Основным для данного вида деятельности является Закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».
Разумеется, любой ИЦ продает товар, который он покупает в АРГО, поэтому именно компания (а для АРГО – изготовители продукции) отвечают за то, чтобы вся необходимая информация содержалась на упаковке товара. Однако, ИЦ или консультант Арго выступает перед потребителем в качестве продавца, а значит, именно он несет ответственность за достоверность той информации, которая нанесена на упаковку, а также за любую другую, которую потребитель может узнать от него в устной форме, из рекламных брошюр и буклетов об этом товаре.
В СанПиНах, о которых шла речь выше, установлен перечень информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на упаковке любой биологически активной добавки (или в сопроводительном документе, являющемся неотъемлемой частью упаковки. Например – инструкция – вкладыш), где помимо наименования должны быть указаны:
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и СНГ);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке их убывания в весовом и процентном выражении;
- сведения о потребительских свойствах БАД; сведения о весе и объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;
- указание, что БАД не является лекарством;
- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения;
- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;
- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.
Если вся вышеперечисленная информация будет представлена потребителю, а дистрибьютор сможет грамотно ответить на все интересующие его вопросы, то это поможет избежать необоснованных претензий такого потребителя к качеству товара.
Людмила Моро – Заместитель Генерального директора ООО «Центр юристов многоуровневого маркетинга»